Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 13 мая 2009 г. N КА-А41/3952-09
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2009 г.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 декабря 2008 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2009 года, признаны недействительными решения Межрайонной Инспекции ФНС России N 5 по Московской области (далее-инспекция, налоговый орган) от 11.09.2008 N 15/1512/446 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, и от 11.09.2008 N 15/839/2372 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятые по результатам камеральной налоговой проверки декларации ООО "Резерв-Инвест" ( далее- общество) по НДС за 1 квартал 2008 года.
При этом суды руководствовались положениями статей 166, 171, 173, 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и исходили из того, что налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты по НДС независимо от наличия объекта налогообложения в том же налоговом периоде.
Инспекция в кассационной жалобе просит решение и постановление отменить по мотивам неправильного применения норм материального права, в удовлетворении требований общества отказать. По мнению инспекции, право на налоговые вычеты возникает лишь в случае, когда в том же налоговом периоде у налогоплательщика имеется объект налогообложения НДС.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы жалобы.
В отзыве на жалобу общество возражает против доводов инспекции, считая их не основанными на законе, и просит оставить судебные акты без изменения. Совещаясь на месте, суд определил: приобщить отзыв на жалобу к материалам дела.
Проверив в порядке ст.ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность судебных актов, суд кассационной инстанции не усматривает оснований к их отмене, исходя из следующего.
В силу ст.ст. 143, 146 НК РФ налогоплательщиками НДС признаются организации, реализующие на территории РФ товары (работы, услуги).
В соответствии с пунктом 1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ.
Плательщик налога на добавленную стоимость обязан исчислять общую сумму налога и определять размер налоговых обязательств по итогам каждого налогового периода независимо от наличия или отсутствия реализации товаров (работ, услуг) в этом налоговом периоде.
Согласно пунктам 1 и 2 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные этой же статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В силу пункта 1 ст. 172 НК РФ вычетам подлежат, если иное не установлено названной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ; услуг), либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Из приведенных положений закона следует, что момент предъявления сумм налога к вычету связан с моментом приобретения (принятия на учет) товаров (работ, услуг), а также с целью их приобретения. Реализация товаров (работ, услуг) в том же налоговом периоде не определена законом как условие применения налоговых вычетов.
Поскольку налоговым органом не оспаривается факт приобретения обществом товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых НДС, предъявления ему счетов-фактур с выделением НДС в составе цены товаров (работ. услуг), отсутствие фактов реализации товаров (работ, услуг) не может служить основанием для отказа в предоставлении налоговых вычетов.
Таким образом, судами сделан правомерный вывод об отсутствии у налогового органа правовых оснований для принятия оспариваемых решений.
Доводы налогового органа, сводящиеся к иной трактовке норм налогового законодательства, обоснованно отклонены судами как ошибочные.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 12 декабря 2008 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2009 года по делу N А41-21545/08 оставить без изменения, кассационную жалобу МИ ФНС России N 5 по Московской области- без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ.
...
Согласно пунктам 1 и 2 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные этой же статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В силу пункта 1 ст. 172 НК РФ вычетам подлежат, если иное не установлено названной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ; услуг), либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13 мая 2009 г. N КА-А41/3952-09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании