Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Москвы от 10 октября 2016 г. N 655-ПП настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 7 октября 2011 г. N 476-ПП
по состоянию на 1 января 2016 г.
Государственная программа
города Москвы "Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2018 годы"
22 февраля 2012 г., 17 июля, 26 ноября 2013 г., 15 мая 2014 г., 13 октября 2015 г., 12 января, 10 октября 2016 г.
Постановлением Правительства Москвы от 13 декабря 2016 г. N 864-ПП с 1 января 2017 г. Государственная программа г. Москвы "Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2018 гг." переименована в Государственную программу г. Москвы "Развитие городской среды на 2012-2018 гг."
Паспорт
Государственной программы города Москвы "Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2018 годы"
1. Характеристика текущего состояния сферы индустрии отдыха и туризма и ее основные проблемы
1.1. Общая характеристика текущего состояния сферы индустрии отдыха и туризма и основные проблемы территорий для организации индустрии отдыха и туризма
Город Москва, столица Российской Федерации - исторический, духовный и культурный центр Российской Федерации и одновременно один из крупнейших центров мировой культуры, обладает широчайшими возможностями по предоставлению современных туристских услуг жителям и гостям города Москвы.
В городе Москве сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального, мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, спортивные и культурные события, представлен широкий спектр объектов туристского показа, расположена половина всех особо ценных объектов культурного наследия Российской Федерации (три из которых внесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО: ансамбль Московского Кремля и Красной площади, церковь Вознесения в Коломенском и ансамбль Новодевичьего монастыря).
В городе Москве сосредоточено значительное количество музеев, театров, выставочных залов и галерей, три цирка, в том числе Государственный академический Большой театр России, Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль", Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственный исторический музей и другие театральные, музейные комплексы. Кроме того, на территории города Москвы расположены архитектурно-парковые ансамбли различной степени сохранности и памятники природы. Часть земель города Москвы относятся к особо охраняемым природным территориям (далее - ООПТ).
Город Москва - главный транспортный узел Российской Федерации, на долю которого приходится значительный пассажиропоток. Потребность жителей и гостей города Москвы в качественном отдыхе продолжает возрастать.
Рекреационно-туристские территории ориентированы на ежедневное, круглогодичное обслуживание жителей и гостей города Москвы. В зависимости от выполняемых функций рекреационно-туристские территории города Москвы разделены на ряд групп: городские тематические маршруты (например, СитиСайтСиинг); уникальные исторические парковые и усадебные территории (например, Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник "Царицыно", Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник, в состав которого входят усадьбы Коломенское, Измайлово, Лефортово, Люблино, Парк культуры и отдыха "Сокольники", Парк культуры и отдыха "Фили", Парк культуры и отдыха "Измайловский", Московский музей-усадьба "Останкино", Государственный музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII в." и другие парковые и усадебные территории), имеющие статус объектов культурного наследия - памятников садово-паркового искусства, с расположенными на них дворцовыми комплексами; специализированные парковые территории (Парк Победы на Поклонной горе, Сад Эрмитаж, Парк Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова на Воробьевых горах и другие), выполняющие мемориальные, культурно-просветительные функции; спортивные парковые территории (Лужники, Крылатское, Строгинская пойма); многофункциональные парковые зоны, выполняющие развлекательные, спортивные, выставочные, культурно-познавательные функции (Выставка достижений народного хозяйства); ботанические и зоологические сады (Главный ботанический сад им. Н.В. Цицина Российской академии наук, Ботанический сад Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова "Аптекарский огород", Московский государственный зоологический парк); музейные и выставочные комплексы, привлекающие большое количество жителей и гостей столицы в период проведения массовых мероприятий.
Рекреационно-туристские территории города Москвы предоставляют высококачественный комплекс услуг для повседневного отдыха различных категорий жителей и гостей города Москвы в местах, находящихся в пешеходной доступности от места жительства. На рекреационно-туристских территориях города Москвы (главным образом в парках) расположены объекты досуга (детские и спортивные площадки, мини-аттракционы, площадки отдыха), объекты общественного питания и торговли, а также наиболее интересные объекты туристского показа. Территории, предназначенные для кратковременной рекреации (сады, скверы, бульвары и другие территории), функционируют без размещения на них объектов досуга. Услуги в сфере отдыха и туризма на таких территориях не предоставляются. Для рекреационных территорий города Москвы необходимо повышение качества их благоустройства с размещением элементов благоустройства, повышающих их привлекательность (пешеходные тропы, велодорожки, лыжные трассы, катки, детские и спортивные площадки, площадки для отдыха, пикниковые зоны, эстрадные площадки, туалеты, наружное освещение и другое).
Наиболее значимые проблемы, требующие формирования комплекса мер государственной поддержки индустрии отдыха и туризма на момент формирования Государственной программы города Москвы "Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2018 годы" (далее - Государственная программа):
1) административно-правовые проблемы:
- слабое развитие нормативной правовой базы, регулирующей индустрию отдыха и туризма; низкая инвестиционная активность в индустрии отдыха и туризма, в том числе из-за отсутствия доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов (например, возможности проектного финансирования) с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов сроки, и отсутствие эффективных механизмов государственного стимулирования инвестиций в развитие индустрии отдыха и туризма;
- слабое регулирование деятельности гидов, обслуживающих иностранных туристов;
- отсутствие реальных административных инструментов воздействия на объекты туристкой инфраструктуры (например, в части классификации гостиниц перед чемпионатом мира по футболу 2018 года);
- недостаток высококвалифицированных профессиональных кадров;
2) проблемы инфраструктуры отдыха и туризма:
- недостаточное развитие социальной, транспортной, информационной и инженерной инфраструктуры, в том числе из-за высоких издержек на строительство объектов инфраструктуры для создаваемых туристско-рекреационных комплексов (сети энергоснабжения, водоснабжения, транспортной сети, очистных сооружений);
- недостаточно активное продвижение города Москвы как культурного и туристского центра;
- отсутствие земельных участков в наиболее привлекательных для туристов районах города Москвы для строительства гостиниц;
- неравномерность в развитии социально-культурной инфраструктуры районов города Москвы;
- практическое отсутствие объектов туристкой инфраструктуры на присоединенных к городу Москве территориях;
- отсутствие достаточного количества парковочных мест для туристских и экскурсионных автобусов вблизи транспортных узлов и объектов туристского показа;
- моральный и физический износ материально-технической базы парков (садов) культуры и отдыха, музеев-заповедников, музеев-усадеб;
- недостаточность необходимой сервисной инфраструктуры на туристско-рекреационных территориях;
- слабая оснащенность территорий информационной инфраструктурой (отсутствие на многих территориях громкоговорящей связи, информационных стендов и указателей, в том числе на иностранных языках).
1.2. Характеристика текущего состояния парков культуры и отдыха, музеев-заповедников и музеев-усадеб, описание основных проблем
1.2.1. Городской парковый комплекс
Городской парковый комплекс включает:
- парки культуры и отдыха, Московское объединение по музейной и выставочной работе "Музеон", Московский государственный зоологический парк, находящиеся в ведении Департамента культуры города Москвы;
- территорию акционерного общества "Выставка достижений народного хозяйства";
- детские парки, находящиеся в ведении Департамента образования города Москвы.
Общая площадь парков культуры и отдыха, усадеб и музеев-заповедников составляет 4 265 га, включая Московский государственный зоологический парк площадью 21 га.
Парки (сады) культуры и отдыха, история восьми из которых насчитывает более 60 лет, все эти годы являются излюбленным местом отдыха жителей города Москвы различных возрастных групп.
В число 17 парков культуры и отдыха входят: Государственное автономное учреждение культуры города Москвы "Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького" (далее - ГАУК г. Москвы "ЦПКиО им. М. Горького"), Государственное автономное учреждение культуры города Москвы "Парк культуры и отдыха "Сокольники" (далее - ГАУК г. Москвы "ПКиО "Сокольники"), Государственное автономное учреждение культуры города Москвы "Парк культуры и отдыха "Измайловский" (далее - ГАУК г. Москвы "ПКиО "Измайловский"), Государственное автономное учреждение культуры города Москвы "Парк культуры и отдыха "Фили" (далее - ГАУК г. Москвы "ПКиО "Фили"), Государственное автономное учреждение культуры города Москвы "Московский городской сад "Эрмитаж" (далее - ГАУК г. Москвы МГС Сад "Эрмитаж"), Государственное автономное учреждение культуры города Москвы "Парк культуры и отдыха "Таганский" (далее - ГАУК г. Москвы "ПКиО "Таганский"), Государственное автономное учреждение культуры города Москвы "Парк культуры и отдыха "Красная Пресня" (далее - ГАУК г. Москвы "ПКиО "Красная Пресня"), Государственное автономное учреждение культуры города Москвы "Сад культуры и отдыха им. Н.Э. Баумана" (далее - ГАУК г. Москвы "Сад культуры и отдыха им. Н.Э. Баумана"), Государственное автономное учреждение культуры города Москвы "Парк культуры и отдыха "Кузьминки" (далее - ГАУК г. Москвы "ПКиО "Кузьминки"), Государственное автономное учреждение культуры города Москвы "Парк культуры и отдыха "Бабушкинский" (далее - ГАУК г. Москвы "ПКиО "Бабушкинский"), Государственное автономное учреждение культуры города Москвы "Парк культуры и отдыха "Лианозовский" (далее - ГАУК г. Москвы "ПКиО "Лианозовский"), Государственное автономное учреждение культуры города Москвы "Парк культуры и отдыха "Перовский" (далее - ГАУК г. Москвы "ПКиО "Перовский"), Государственное автономное учреждение культуры города Москвы "Музейно-парковый комплекс "Северное Тушино" (далее - ГАУК г. Москвы "МПК "Северное Тушино"), Государственное автономное учреждение культуры города Москвы "Парк культуры и отдыха 850-летия Москвы" (далее - ГАУК г. Москвы "ПКиО 850-летия Москвы"), Государственное автономное учреждение культуры города Москвы "Поклонная гора" (далее - ГАУК г. Москвы "Поклонная гора"), Государственное автономное учреждение культуры города Москвы "Усадьба Воронцово" (далее - ГАУК г. Москвы "Усадьба Воронцово"), Государственное автономное учреждение культуры города Москвы "Музейное объединение по музейной и выставочной работе "Музеон" (далее - ГАУК г. Москвы "МО "Музеон").
Общая площадь 94 парковых территорий государственных учреждений культуры города Москвы составляет более 3 175 га, в том числе:
1) территории ГАУК г. Москвы "ПКиО "Бабушкинский" - более 282 га, включающей Бабушкинский парк - 6,08 га, парк Джамгаровский пруд - 13,34 га, парк по Олонецкому проезду - 49,86 га, сквер, прилегающий к Лазоревому проезду - 28,19 га, парк Сад Будущего (сквер у станции метро Ботанический сад) - 22,07 га, ландшафтный парк Митино - более 125 га, долина реки Яузы от ул. Широкая до проезда Дежнева - 25,82 га, пойма реки Яузы вдоль ул. Северодвинская - 11,89 га;
2) территории ГАУК г. Москвы "ПКиО "Измайловский" - 342,12 га, включающей Измайловский парк - более 310 га, парк Гольяново - 18,10 га, Семеновский парк - 5,40 га, парк Сиреневый сад - 8,23 га;
3) территории ГАУК г. Москвы "ПКиО "Красная Пресня" - 22,30 га, включающей парк Красная Пресня - 16,45 га, Красногвардейские пруды - 5,84 га;
4) территории ГАУК г. Москвы "ПКиО "Кузьминки" - более 431 га, включающей парк Кузьминки - 11,90 га, природно-исторический парк Кузьминки-Люблино - более 88 га, парк Кузьминки (присоединенная) - 7,98 га, парк Садовники - 33,56 га, Аршиновский парк - 11,92 га, озелененная территория парка Печатники - 9,08 га, парк по Борисовским прудам - 86,90 га, зона отдыха Борисовские пруды - 43,4 га, пойма реки Городни - 38,75 га, парк по Загородному ш., д. 2а (парк у пруда Бекет) - 2,75 га, детский парк по Загородному ш., вл. 2 - 5,47 га, парк Победы (Массив по ул. Чертановская, д. 32) - 4,70 га, каскад прудов, ул. Кировоградская, дом 42 - 9,71 га, озелененная территория между Шипиловским проездом и Каширским шоссе - 11,87 га, Южный кластер - 64,9 га;
5) территории ГАУК г. Москвы "ПКиО "Лианозовский" - 150,70 га, включающей Лианозовский парк - 15,27 га, Гончаровский парк - 6,20 га, парк Северные дубки - 8,57 га, Дубовая роща по Прудовому проезду - 6,86 га, парк по Ангарской улице - 28,90 га, Петровский парк - 25,31 га, парк Дубки - 16,47 га, парк Долина реки Лихоборки - 7,98 га, озелененная территория объекта Зеленая зона р. Чермянки (этнографическая деревня Бибирево) - 10,61 га, Усадьба Алтуфьево - 16,90 га, парк Вагоноремонт - 7,64 га;
6) территории ГАУК г. Москвы "ПКиО "850-летия Москвы" - более 101 га, включающей парк 850-летия Москвы - более 77 га, парк Братиславский - 5,20 га, парк Дюссельдорфский - 7,34 га, парк им. Артема Боровика - 9,49 га, парк Героев Отечественной войны 1812 года - 2,64 га;
7) территории ГАУК г. Москвы "ПКиО "Перовский" - 80,81 га, включающей Перовский парк - 15,62 га, парк у прудов Радуга - 26,59 га, Рекреационный центр-зоны отдыха Терлецкая дубрава - 19,73 га, парк у Владимирского пруда - 8,94 га, Ивановский лесопарк (свободный проспект, вл. 11-17) - 9,92 га;
8) территории ГАУК г. Москвы "Поклонная гора" - 89,40 га, включающей парк Победы на Поклонной горе - 89,40 га;
9) территории ГАУК г. Москвы "Сад культуры и отдыха им. Н.Э. Баумана" - 4,95 га, включающей Сад культуры и отдыха им. Н.Э. Баумана - 4,95 га;
10) территории ГАУК г. Москвы "МПК "Северное Тушино" - более 192 га, включающей парк Северное Тушино - 54,00 га, Химки-2 - 3,20 га, парк Северного речного вокзала - 26,61 га, парк Дружбы - более 47 га, Плодовый сад по Неманскому проезду - 5,17 га, парк долины реки Химки - 3,48 га, парк дубовой рощи Маяк - 7,85 га, парк Лесной массив по ул. Максимова - 7,66 га, парк Воровского - 8,19 га, Захарковский залив - 4,80 га, зона отдыха Левобережье - 23,56 га;
11) территории ГАУК г. Москвы "ПКиО "Сокольники" - более 574 га, включающей парк Сокольники - более 515 га, Ростокинский акведук - 19,39 га, сквер у Миллионного моста - 14,57 га, Ходынское поле - более 27 га;
12) территории ГАУК г. Москвы "ПКиО "Таганский" - 7,17 га, включающей парк Таганский (основная) - 3,61 га, парк Таганский (детская) - 3,56 га;
13) территории ГАУК г. Москвы "Усадьба Воронцово" - более 72 га, включающей парк Усадьба Воронцово - более 40 га, Детский ландшафтный парк (Южное Бутово) - 13,34 га, Рекреационная зона между комплексами А и Б - 4,25 га, парк в пойме реки Битца - 13,74 га;
14) территории ГАУК г. Москвы "ПКиО "Фили" - более 532 га, включающей парк Фили - более 266 га, мемориальный парк героев Первой Мировой войны - 11,20 га, парк Олимпийской деревни - более 53 га, парк Березовая роща - 29,63 га, Чапаевский парк - 6,93 га, парк бывшей Усадьбы Богородицкое - 5,19 га, парк Никулино - 18,98 га, парк КНР (сквер у посольства Китайской Народной Республики) - 13,54 га, Можайский плодовый сад - 4,87 га, парк 50-летия Октября - 100,29 га, парк Центральный (Солнцево, Боровское ш.) - 11,30 га, парк 60 лет Октября (Солнцево) - 9,97 га;
15) территории ГАУК г. Москвы "ЦПКиО им. М. Горького" - более 239 га, включающей парк Горького - более 105 га, природный заказник Воробьевы горы - более 81 га, озелененная территория Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова - 51,40 га;
16) территории ГАУК г. Москвы "МО "Музеон" - 23,16 га, включающей Крымскую набережную - 3,63 га, Парк Музеон - 19,53 га;
17) территории ГАУК г. Москвы МГС "Эрмитаж" - 28,16 га, включающей парк Эрмитаж - 4,94 га, Сквер Девичье поле - 7,86 га, парк Новодевичьи пруды - 13,87 га, парк 40-летия Октября - 1,50 га.
1.2.2. Музеи-заповедники и музеи-усадьбы города Москвы
В настоящее время архитектурные ансамбли, усадебные и дворцово-парковые комплексы представляют высокий исторический и художественный интерес для жителей и гостей города Москвы. Территории усадеб города Москвы являются излюбленным местом культурного отдыха. Усадьбы города Москвы - неоценимые сокровищницы прошлого, которые являются неотъемлемой частью духовного облика города Москвы, ее исторической памятью. Благодаря разнообразию и неповторимости они представляют собой один из наиболее привлекательных объектов туристического показа.
В городе Москве сохранилось 64 архитектурных ансамбля, усадебных и дворцово-парковых комплексов, в том числе 37 в хорошей степени сохранности и 27 частично сохранившихся. Многие из усадеб, расположенных на территории города Москвы, сохранили свой первоначальный вид, показывая достоинства всевозможных архитектурных стилей: рококо, барокко, классицизм, ампир.
В 8 усадьбах города Москвы общей площадью более 1 068 га действуют 5 государственных музеев города Москвы, к которым относятся:
1) Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник "Царицыно" площадью - более 674 га;
2) Московский музей-усадьба "Останкино" - 9,2 га;
3) Государственный музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII в." - 28,5 га;
4) Музей русской усадебной культуры "Усадьба князей Голицыных "Влахернское-Кузьминки" - 4,3 га;
5) Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник, в состав которого входят усадьбы Коломенское, Измайлово, Лефортово, Люблино - более 352 га.
Крупнейшие государственные музеи-заповедники города Москвы "Царицыно" и "Коломенское" посещает в среднем до 20 тыс. человек ежедневно, а в праздничные и выходные дни - до 100 тыс. человек. Посещаемость территорий всех музеев-заповедников составляет более 6,5 млн. человек в год.
Основными проблемами, препятствующими развитию парков культуры и отдыха, музеев-заповедников и музеев-усадеб и требующими решения, являются:
1) моральный и физический износ коммуникаций, имущественного комплекса большинства парков культуры и отдыха (на момент формирования Государственной программы около 80% парков культуры и отдыха требовали благоустройства, на сегодняшний день доля парков культуры и отдыха, требующих благоустройства, составляет около 50% от их общей площади);
2) отсутствие на присоединяемых парковых территориях коммуникации, что затрудняет создание объектов досуга и отдыха на них;
3) аварийное состояние объектов культурного наследия и территорий усадебных комплексов на территории города Москвы: Московский музей-усадьба "Останкино", в том числе Деревянный дворец музея-усадьбы "Останкино", Государственный музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII в.", Музей русской усадебной культуры "Усадьба князей Голицыных "Влахернское-Кузьминки";
4) аварийное состояние инженерных коммуникаций или их отсутствие на парковых и музейных территориях;
5) отсутствие необходимой туристской инфраструктуры на территориях усадеб (входных зон, объектов общественного питания, туалетов, сувенирных магазинов, камер хранения, пунктов проката игрового инвентаря и прочее);
6) недостаточная информационная оснащенность территорий музеев-усадеб и музеев-заповедников (отсутствие на территории музеев громкоговорящей связи, информационных стендов и указателей, в том числе на иностранных языках).
1.3. Характеристика текущего состояния территорий общего пользования, описание основных проблем
Озелененные территории общего пользования с 2014 года включают в себя 6 268 объектов озеленения, находящихся в ведении Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы и префектур административных округов города Москвы, общей площадью 27 501,6 га, из них:
- 520 объектов озеленения, находящихся в ведении Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, общей площадью 2 952,9 га;
- 5 748 объектов озеленения, находящихся в ведении префектур административных округов города Москвы, общей площадью 24 548,7 га, в том числе 66 территорий в составе ООПТ, площадью 10 202,6 га, 132 объекта зеленого фонда, находящиеся в ведении Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы, общей площадью 4 346,3 га.
С начала реализации Государственной программы за счет средств бюджета города Москвы и средств инвесторов благоустроен 161 парк по месту жительства общей площадью 329,61 га.
В настоящее время проблемами текущего состояния всех озелененных территорий общего пользования являются:
1) необходимость проведения текущего ремонта, замена вышедших из строя элементов благоустройства;
2) необходимость поддержания в надлежащем состоянии спортивных площадок (волейбольных, футбольных площадок, катков, в том числе с искусственным покрытием, теннисных кортов), детских игровых площадок, малых архитектурных форм, стационарных туалетов на территориях парков;
3) недостаточное количество организованных площадок для мелкорозничной торговли и общественного питания, организованных площадок для установки аттракционов, площадок для установки пунктов проката инвентаря, организованных площадок для отдыха на свежем воздухе, организованных эстрадных площадок.
1.4. Характеристика текущего состояния туристской отрасли города Москвы, описание основных проблем
На территории города Москвы расположено более трети организаций туристской индустрии, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации. В городе Москве на начало 2016 года насчитывается более 1 000 коллективных средств размещения общей вместимостью 59 тыс. номеров на 128,5 тыс. мест.
К концу 2015 года на долю организаций туристской индустрии, расположенных на территории города Москвы, приходится около трети общего объема реализации платных туристских услуг, предоставляемых в Российской Федерации, 74,8% годового оборота крупнейших отечественных туроператоров и 36,8% всех доходов организаций гостиничного хозяйства. Число ночевок в гостиницах города Москвы составляет 23,2% от показателя по Российской Федерации. В городе Москве сосредоточено 17,9% номерного фонда и 4,3% всех гостиничных организаций российской туристской индустрии.
Еще одним фактором, влияющим на конкурентоспособность индустрии туризма, является несбалансированность структуры коллективных средств размещения в городе Москве. В городе Москве уровень обеспеченности гостиницами уровня 4-5 звезд уже приблизился к европейскому уровню. В то же время по уровню обеспеченности гостиницами уровня 2-3 звезды и в целом малобюджетными средствами размещения город Москва существенно отстает от большинства мегаполисов. По оценкам специалистов общий дефицит малобюджетных средств размещения составляет около 50 тыс. мест. Данный дефицит наблюдается при устойчивом росте туристического потока, что в совокупности ведет к увеличению доли размещения прибывающих в город Москву иностранных граждан и граждан Российской Федерации в "частном секторе", который, как правило, находится вне рамок налогового поля и не генерирует туристское потребление и налоговые поступления в бюджет города Москвы. Во многом это связано с опережающим ростом возможностей прямого бронирования мест размещения туристов в режиме онлайн с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, получивших все более широкое распространение в настоящее время.
Туристский рынок характеризуется высоким уровнем сезонности посещения города Москвы российскими и зарубежными туристами. В Российской Федерации в целом и в городе Москве в частности в силу климатических условий эта проблема стоит особенно остро, хотя отчасти компенсируется сезонным распределением туристских потоков по целям поездки. Увеличение загрузки гостиниц связано, прежде всего, с созданием и продвижением на рынке услуг туристского продукта, ориентированного на поездки в город Москву в периоды с июня по август и с декабря на январь, а также на выходные и праздничные дни.
Город Москва за пределами территории Российской Федерации воспринимается как город интересный, но небезопасный и мало приспособленный к приему туристов из-за якобы недостаточного владения иностранными языками работников индустрии отдыха и туризма, а также сотрудников правоохранительных органов. Чтобы изменить эту ситуацию, город Москва должен создать условия для пребывания иностранных туристов, к которым они привыкли в популярных городских туристских центрах. Имеются в виду информационное обеспечение туристов, безопасность пребывания, удобство пользования услугами транспорта общего пользования, организация "цивилизованной" системы легкового такси, повышение доступности предприятий торговли, музеев для маломобильных граждан, упрощение процедур потребления туристских услуг, а также повышение доступности виз для приоритетных туристских направлений.
Одновременно необходимо активизировать работу в области рекламирования туристских возможностей города Москвы. Многие достопримечательности города Москвы остаются малоизвестными среди потенциальных туристов и не входят в обычные туристские маршруты и программы их пребывания. Важно разрушить сложившиеся стереотипы восприятия города Москвы и подчеркнуть его привлекательные стороны, позитивные особенности жизни жителей и гостей города Москвы.
Активные миграционные процессы, происходящие в городе Москве, обусловливают необходимость развития не только жилищного фонда для постоянного проживания, но и наращивания количества помещений коллективных средств размещения. Реализация функций города Москвы как одного из международных финансово-экономических, политических, туристских, культурных и спортивных центров невозможна без создания комфортных условий для временного проживания в нем, то есть без создания разнообразных условий пребывания, в том числе комфортабельных апартаментов и гостиниц для длительного проживания приглашенных специалистов.
Создание условий для комфортной предпринимательской среды, позволяющей развивать приоритетные сегменты гостиничной отрасли, относится к приоритетным проблемам в сфере отдыха и туризма.
1.5 Характеристика текущего состояния городских улиц, магистралей и общественных пространств, описание основных проблем
С 2010 года в городе Москве ведутся масштабные работы по созданию комфортных общественных пространств. Активно создаются парки и пешеходные зоны. Востребованность созданных общественных пространств определила необходимость дальнейшей работы в этом направлении, а именно проведение работ по комплексному благоустройству улиц и общественных пространств, которые ежедневно используют миллионы москвичей как в качестве транзита, так и в рекреационных целях.
Сегодня большинство московских улиц, особенно в центральной части города Москвы, нельзя в полной мере назвать комфортным общественным пространством - это узкие тротуары, чрезмерно широкие полосы движения, недостаточное освещение, отсутствие малых архитектурных форм, "небо" улиц завешено паутиной проводов.
Задача комплексного благоустройства улиц - перейти от улицы для автомобиля к улице для человека, от улицы как транспортного пространства к улице как общественному пространству. Сделать московские улицы узнаваемыми, повысить их доступность, сделать их безопаснее, обеспечить комфортные условия для отдыха, улучшить качество их благоустройства, преодолеть дисбаланс между пешеходным, велосипедным и автомобильным движением, упорядочить парковочное пространство.
Благоустраивая "вылетные" магистрали, фактически решаются вопросы повышения их привлекательности для жителей и гостей города Москвы за счет благоустройства прилегающих к трассам территорий и обновления внешнего облика строений. Отдельно выделяются наиболее востребованные населением видовые объекты, где создаются рекреационные зоны с досуговой инфраструктурой. В результате проведенной работы меняется эстетическое восприятие этих территорий и повышается комфортность как для пользователей улично-дорожной сети города Москвы, так и для жителей прилегающих домов.
В 2012 году в центре города Москвы появилась первая новая пешеходная зона от Камергерского переулка до Кузнецкого моста. В 2013 году были комплексно благоустроены улица Большая Дмитровка, Никольская, Крымская набережная, Климентовский переулок, Ордынский Тупик, Большой Толмачевский переулок, Малый Толмачевский переулок, Лаврушинский переулок, в 2014 году улицы Маросейка, Покровка, Пятницкая, Забелина, пешеходный маршрут пл. Гагарина - пл. Европы. Общая протяженность благоустроенных улиц в центральной части города Москвы в период 2012-2014 годов составила 17,7 км.
В августе 2014 года принято решение о проведении работ по комплексному благоустройству улиц и общественных пространств системно в рамках отдельного мероприятия "Благоустройство улиц и городских общественных пространств "Моя улица" (2015-2018 годы)".
В 2015 году в рамках мероприятия "Благоустройство улиц и городских общественных пространств "Моя улица" (2015-2018 годы)" выполнено комплексное благоустройство Триумфальной площади и 46 улиц общей протяженностью 98,6 км; среди них Нижегородская ул., Краснопрудная ул., Русаковская ул., Стромынка ул., Преображенская ул., Варшавское ш., Большая Тульская ул., Каширское ш., Ярославское ш., Проспект Мира, Ленинградское ш., Ленинградский проспект, Можайское ш., Успенский пер., Петровский пер., Мясницкая ул., Большая Никитская ул., Малая Никитская ул., Малая Бронная ул., Большая Бронная ул., Спиридоновка ул., Лужнецкий проезд, Новодевичий проезд, Новодевичья набережная, Люсиновская ул., ул. Большая Серпуховская, Подольское шоссе, Павловская ул. (от 2-го Павловского пер. до 1-го Щипковского пер.), ул. Мытная, Серпуховской пер., ул. Павла Андреева, 1-й, 3-й Люсиновский пер., 1-й, 2-й, 3-й, 4-й Добрынинский пер., Большая Ордынка ул., Новослободская ул., Долгоруковская ул., Фрунзенская наб., Хамовнический Вал, Пушечная ул., Неглинная ул., ул. Рождественка (от Театрального проезда до ул. Пушечная), Кузнецкий Мост ул. (от ул. Рождественка до ул. Большая Лубянка).
Одной из основных задач является максимальное вовлечение жителей на всех этапах реализации мероприятия "Благоустройство улиц и городских общественных пространств "Моя улица" (2015-2018 годы)" - от момента формирования перечня благоустраиваемых улиц до реализации проектов. Обсуждение реализации этого мероприятия проводится с помощью проекта "Активный гражданин" и привлечением советов муниципальных депутатов.
Комплексное благоустройство улиц позволяет создать совершенно новые условия для использования созданных общественных пространств в рекреационных целях, развития малого бизнеса, летних кафе, проведения культурно-массовых мероприятий, повышает их туристскую привлекательность, обеспечивает создание инфраструктуры наземного городского пассажирского транспорта, доступность объектов и формирование комфортной среды проживания.
2. Прогноз развития сферы индустрии отдыха и туризма. Планируемые результаты и показатели
Концепция Государственной программы определена исходя из положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, основных направлений перехода к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития города Москвы, с учетом перспективных задач по созданию в городе Москве привлекательной среды обитания для жителей и гостей города Москвы и направлена на:
1) улучшение качества жизни жителей города Москвы, формирование комфортной среды проживания, в том числе для гостей города Москвы, за счет развития материально-технической базы рекреационного комплекса города Москвы, а также повышения привлекательности и доступности услуг в сфере здорового и культурного отдыха жителей и гостей города Москвы;
2) увеличение вклада индустрии отдыха и туризма в социально-экономическое развитие города Москвы, в частности расширение возможностей предоставления гостиничных услуг, развитие сфер транспорта и связи, строительства, торговли и общественного питания, производства сувенирной продукции, стимулирование туристского потребления, которое позволит также создать новые рабочие места.
Необходимость реализации комплексного системного подхода по развитию индустрии отдыха и туризма в городе Москве становится все более актуальной в контексте современных социально-экономических тенденций. Эффективное и рациональное использование природных ресурсов при одновременном развитии туристско-рекреационных объектов и городской инфраструктуры (инженерной, транспортной, комплексной безопасности), широкая информационная поддержка въездного и внутреннего туризма, повышение качества услуг и привлечение в отрасль высококвалифицированных специалистов в совокупности обеспечат повышение конкурентоспособности города Москвы как культурного и туристского центра, создадут предпосылки для ощутимого социально-экономического эффекта и роста вклада объектов туристкой инфраструктуры в валовый региональный продукт города Москвы. При этом процесс развития индустрии отдыха и туризма в настоящее время невозможен без использования рыночных механизмов, а также механизмов государственно-частного партнерства, предусматривающих эффективное взаимодействие всех органов исполнительной власти города Москвы, бизнеса, а также научных и общественных организаций в реализации комплексных проектов и программ.
3. Цели и задачи Государственной программы
Цели Государственной программы
1. Создание инфраструктуры высокого уровня комфортности городской среды для организации отдыха и туризма в городе Москве.
2. Устойчивое сбалансированное развитие всех элементов туристской инфраструктуры, в том числе, парков (садов) культуры и отдыха, повышение их социальной, экологической, рекреационно-туристской значимости, создание максимально благоприятных условий для саморазвития подрастающего поколения, предоставление населению города Москвы полного спектра услуг по организации отдыха и в сфере туризма.
3. Развитие инфраструктуры территорий музеев-усадеб и музеев-заповедников в целях улучшения качества и количества услуг, оказываемых населению города Москвы: общественное питание, распространение сувенирной и книжной продукции, печатных изданий, развитие активного семейного и оздоровительного отдыха на территориях парков и музеев.
4. Повышение уровня благоустройства озелененных территорий города Москвы I и II категорий.
5. Приспособление парков, парковых зон, скверов и бульваров к организации отдыха и досуга жителей и гостей города Москвы.
6. Повышение заинтересованности инвесторов в развитии индустрии отдыха и туризма.
7. Приспособление водных объектов для обеспечения отдыха жителей и гостей города Москвы.
8. Создание условий для организации современного и комфортного отдыха жителей и гостей города Москвы по месту постоянного и временного жительства.
9. Приведение улиц, городских общественных пространств в формат, отвечающий современным требованиям и тенденциям развития мировой туристской индустрии. Повышение качества городской среды.
10. Создание благоприятных условий для посещения города Москвы иностранными гражданами и гражданами Российской Федерации с туристскими целями, повышение конкурентоспособности туристско-гостиничного комплекса города Москвы.
11. Создание необходимой инфраструктуры для обеспечения отдыха на природных и озелененных территориях города Москвы.
12. Поддержание особо охраняемых природных территорий в надлежащем состоянии, пригодном для отдыха и туризма.
13. Развитие гостиничной отрасли и увеличение мест временного пребывания в городе Москве, в том числе мониторинг развития туристского рынка города Москвы и эффективности его регулирования, а также проведения мероприятий по классификации конкретных средств размещения.
Задачи Государственной программы
1. Обеспечение динамичного развития индустрии отдыха и туризма в городе Москве в соответствии с целями и потребностями жителей и гостей столицы на основании городской стратегии развития туризма, разработанной с привлечением ведущих мировых и отечественных консультантов на основе единой методологии по учету туристских потоков с обоснованием декомпозиции задач, стоящих перед различными органами власти и профессиональными участниками индустрии.
2. Повышение уровня благоустройства природных и озелененных территорий, увеличение площади озелененных территорий города Москвы, развитие и сохранение особо охраняемых природных территорий, обеспечение адресности и доступности информации о размещении объектов рекреационной инфраструктуры, проведение особо значимых культурно-массовых, эколого-просветительских и спортивно-оздоровительных мероприятий как инструмента, способствующего развитию индустрии отдыха и туризма.
3. Создание новых парков по предложениям жителей города Москвы (парков по месту жительства).
4. Благоустройство и реабилитация прудов, участков русловых водоемов, пляжей, набережных, а также их содержание.
5. Развитие разнообразных видов культурных, досуговых, оздоровительных услуг с учетом дифференцированного подхода к разным группам их потребителей; увеличение посещаемости туристско-рекреационных объектов.
6. Восстановление и сохранение природных, исторических комплексов, парковых объектов, их специализация по разным видам культурно-досуговой деятельности, проведение мероприятий и оказание услуг в течение всего года.
7. Развитие механизмов государственно-частного партнерства и других форм привлечения частных инвестиций в индустрию отдыха и туризма.
8. Рост доходов, в том числе бюджетных, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в индустрии отдыха и туризма.
9. Внедрение инновационных технологий управления индустрией отдыха и туризма.
10. Развитие информационных технологий в рамках управления индустрией отдыха и туризма, в том числе интерактивных систем ориентирования и бронирования.
11. Обеспечение комплексной безопасности на территориях природного комплекса города Москвы.
12. Соблюдение баланса интересов пешеходов и автомобильного транспорта.
13. Обеспечение безопасности на улицах города Москвы для всех групп жителей и гостей города Москвы.
14. Повышение художественной выразительности территории города Москвы.
15. Формирование комфортных условий для передвижения пешеходов и велосипедистов.
16. Упорядочивание размещения рекламных вывесок, демонтаж ограждений на прилегающих к магистралям и улицам территориях.
17. Создание современных туристско-рекреационных комплексов.
18. Продвижение московского туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках.
19. Мониторинг развития туристского и гостиничного рынка города Москвы и эффективности его регулирования.
20. Оборудование объектов и территорий инфраструктуры отдыха и туризма в городе Москве, в том числе парковочных пространств для туристских и экскурсионных автобусов, для беспрепятственного доступа и использования маломобильными гражданами и гостями города Москвы.
21. Развитие дополнительных туристских услуг, оказываемых населению города Москвы государственными учреждениями города Москвы.
22. Увеличение посещаемости туристско-рекреационных объектов, в том числе за счет проведения событийных мероприятий национального и глобального уровня (чемпионаты мира и Европы по различным видам спорта, международные музыкальные и кинофестивали, научные симпозиумы и выставки).
23. Совершенствование подготовки кадров в сфере индустрии отдыха и туризма.
24. Совершенствование нормативной правовой базы города Москвы в сфере индустрии отдыха и туризма.
25. Расширение номерного фонда гостиниц.
26. Государственная поддержка создания комфортной предпринимательской среды и привлечения внебюджетных инвестиций в строительство гостиниц и других объектов показа и туристской инфраструктуры.
4. Сроки и этапы реализации Государственной программы и плановые значения конечных результатов
Государственная программа реализуется в период с 2012 года по 2018 год и предусматривает следующие этапы: I этап - 2012 год; II этап - 2013 год; III этап - 2014 год; IV этап - 2015 год; V этап - 2016 год; VI этап - 2017 год; VII этап - 2018 год.
Реализация Государственной программы позволит достигнуть следующих результатов в экономической сфере к 2018 году:
- увеличение числа туристских прибытий в 1,2 раза, численности лиц, размещенных лиц в гостиницах и аналогичных средствах размещения, в 1,7 раза, количество мест в гостиницах и аналогичных средствах размещения города Москвы в 1,4 раза;
- прирост собственного дохода парков по отношению к 2011 году составит 1 729 млн. рублей;
- увеличение доходов от предоставляемых услуг гостиницами и аналогичными средствами размещения в 1,7 раза.
В результате реализации Государственной программы будут достигнуты следующие результаты в социальной сфере к 2018 году по отношению к 2010 году:
- увеличение количества посещений парков (садов) культуры и отдыха в 3,5 раза;
- увеличение количества посетителей, занимающихся в культурно-досуговых формированиях и спортивных секциях парков (садов) культуры и отдыха, в 8,0 раз;
- расширение спектра культурно-массовых, спортивно-оздоровительных, эколого-просветительских мероприятий, обеспечение свободного доступа к рекреационным территориям, комплексам и объектам, расположенным на таких территориях, маломобильным группам жителей и гостей города Москвы;
- повышение привлекательности городских улиц и площадей с точки зрения использования их общественных пространств в рекреационных целях.
Плановые значения конечных показателей Государственной программы и подпрограмм
Конечными показателями Государственной программы в 2018 году являются:
- площадь территорий парков (садов) культуры и отдыха, музеев, парковых зон, бульваров и скверов, народных парков - 6 669 га;
- количество новых элементов досуга и отдыха, размещенных на территориях парков, подведомственных Департаменту культуры города Москвы, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы и префектурам административных округов города Москвы, - 2 864 единицы;
- доля посетителей, охваченных культурно-досуговыми и спортивно-оздоровительными услугами, от общего количества посетителей парков культуры и отдыха, музеев-усадеб - 64%;
- прирост числа туристских прибытий по сравнению с 2010 годом - 22,3%;
- количество благоустроенных улиц, магистралей, площадей, набережных и общественных пространств - 341 единица.
Конечные показатели подпрограммы "Индустрия отдыха и туризма на территориях парков культуры и отдыха, музеев-заповедников и музеев-усадеб" в 2018 году:
- посещаемость парков культуры и отдыха (количество посещений на 1 тыс. жителей в год) - 4 200 посещений на 1 тыс. жителей;
- прирост собственных доходов парков по отношению к 2011 году - 1 729 млн. рублей.
Конечные показатели подпрограммы "Индустрия отдыха на территориях общего пользования" в 2018 году:
- количество новых элементов отдыха и досуга (детские и спортивные площадки, площадки тихого отдыха, катки, эстрадные площадки, туалеты), размещенных на территориях парков, находящихся в ведении Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы и префектур административных округов города Москвы - 741 штука;
- количество катков с искусственным льдом - 126 штук. Конечные показатели подпрограммы "Развитие туризма" в 2018 году:
- число туристских прибытий - 18,5 млн. прибытий;
- число туристских прибытий российских граждан - 13,5 млн. прибытий;
- число туристских прибытий иностранных граждан - 5,0 млн. прибытий.
5. Обоснование состава и значений конечных результатов Государственной программы, подпрограмм и результатов основных мероприятий
Эффективность и результативность Государственной программы оценивается на основании показателей, характеризующих успешность выполнения Государственной программы в экономической, социальной и экологической сферах.
Экономический эффект Государственной программы будет достигнут, прежде всего, путем привлечения инвестиций в индустрию отдыха и туризма города Москвы. Комплекс мероприятий Государственной программы позволит создать привлекательные условия для бизнеса, адаптировать природные зоны отдыха к новым условиям и сформировать эффективные экономические механизмы, улучшающие их функционирование в условиях рыночных отношений. Также увеличится туристский поток, интерес жителей города Москвы к рекреационным зонам города Москвы, что приведет к созданию новых рабочих мест и увеличению налоговых поступлений в бюджет города Москвы.
Сведения о планируемых значениях натуральных показателей по годам реализации представлены в приложении 2 к Государственной программе.
6. Перечень подпрограмм Государственной программы
В целях обеспечения динамичного развития индустрии отдыха и туризма города Москвы Государственная программа включает в себя 3 подпрограммы:
- "Индустрия отдыха и туризма на территориях парков культуры и отдыха, музеев-заповедников и музеев-усадеб" (таблица 1 приложения 1 к Государственной программе);
- "Индустрия отдыха на территориях общего пользования" (таблица 2 приложения 1 к Государственной программе);
- "Развитие туризма" (таблица 3 приложения 1 к Государственной программе).
7. Описание подпрограмм Государственной программы
7.1. Подпрограмма "Индустрия отдыха и туризма на территориях парков культуры и отдыха, музеев-заповедников и музеев-усадеб"
Основные цели подпрограммы
1. Устойчивое развитие парков (садов) культуры и отдыха, повышение их социальной, экологической, рекреационно-туристской значимости, создание максимально благоприятных условий для саморазвития подрастающего поколения, предоставление населению города Москвы полного спектра услуг по организации отдыха и в сфере туризма.
2. Развитие инфраструктуры территорий музеев-усадеб и музеев-заповедников в целях улучшения качества и количества услуг, оказываемых населению города Москвы: общественное питание, распространение сувенирной и книжной продукции, печатных изданий, развитие активного семейного и оздоровительного отдыха на территориях парков и музеев.
Задачи подпрограммы
1. Развитие разнообразных видов культурных и досуговых услуг с учетом дифференцированного подхода к разным группам их потребителей.
2. Восстановление и сохранение природных, исторических комплексов, парковых объектов, их специализация по разным видам культурно-досуговой деятельности, развитие всесезонных форм работы с посетителями.
3. Увеличение собственных доходов государственных учреждений города Москвы.
4. Развитие дополнительных услуг, оказываемых населению города Москвы государственными учреждениями города Москвы.
5. Увеличение числа посетителей.
6. Оптимизация сочетания долей бюджетного и внебюджетного финансирования, создание условий для привлечения инвестиций, развития государственно-частного партнерства.
Мероприятия подпрограммы
1. Оказание парками культуры и отдыха, музеями-заповедниками и музеями-усадьбами города Москвы государственных услуг, выполнение работ, финансовое обеспечение деятельности государственных казенных учреждений.
2. Благоустройство территорий парков культуры и отдыха, музеев.
3. Ремонтные работы парков культуры и отдыха и музеев (включая проектирование).
4. Расширение спектра культурно-массовых, спортивно-оздоровительных, эколого-просветительских и иных мероприятий.
5. Ремонтные работы музеев-усадеб и музеев-заповедников (включая проектирование).
6. Благоустройство территорий музеев-усадеб и музеев-заповедников.
7. Мероприятия по обеспечению безопасности в государственных учреждениях.
7.2. Подпрограмма "Индустрия отдыха на территориях общего пользования"
Основные цели подпрограммы
1. Повышение уровня благоустройства городских озелененных территорий I и II категорий.
2. Приспособление парков, парковых зон, скверов и бульваров к организации отдыха и досуга жителей и гостей города Москвы.
3. Повышение привлекательности парков, парковых зон, скверов и бульваров для инвесторов в целях организации в них комплекса услуг для развития индустрии отдыха.
4. Приспособление водных объектов для обеспечения отдыха жителей и гостей города Москвы.
5. Приведение улиц, городских общественных пространств в формат, отвечающий современным требованиям и тенденциям развития мировой туристской индустрии. Повышение качества городской среды.
Задачи подпрограммы
1. Обеспечить благоустройство парков и парковых зон, скверов и бульваров, иных территорий зеленого фонда, водных объектов города Москвы, развитие их инфраструктуры в целях создания условий для повышения привлекательности в качестве объектов досуга и отдыха жителей и гостей города Москвы.
2. Повышение качества городской среды.
Мероприятия подпрограммы
1. Приспособление парков, бульваров и скверов к организации досуга населения.
2. Охрана и капитальный ремонт поверхностных вод города Москвы, нормативно-правовое обеспечение мероприятий.
3. Содержание объектов озеленения и территорий зеленого фонда.
4. Создание парка 850-летия Москвы.
5. Реализация комплекса мер, направленных на развитие зеленых зон, природных и озелененных территорий.
6. Возмещение затрат Государственному унитарному предприятию города Москвы по эксплуатации московских водоотводящих систем "Мосводосток" по эксплуатации декоративных прудов.
7. Содержание произведений монументального искусства и прилегающих к ним территорий, зон отдыха и иные расходы по благоустройству.
8. Благоустройство территорий с целью организации парков по месту жительства.
9. Благоустройство улиц и городских общественных пространств "Моя улица".
10. Проведение капитального ремонта государственными учреждениями (в 2014 году).
11. Возмещение затрат Государственному унитарному предприятию города Москвы по эксплуатации московских водоотводящих систем "Мосводосток" по расчистке русла реки Яузы (в 2013-2014 годах).
12. Проведение текущего ремонта государственными учреждениями (в 2014 году).
13. Возмещение затрат Государственному унитарному предприятию "Моссвет" по устройству наружного освещения при проведении комплексного благоустройства улиц и городских общественных пространств (в 2015 году).
7.3. Подпрограмма "Развитие туризма"
Основные цели подпрограммы
1. Создание благоприятных условий для посещения города Москвы иностранными гражданами и гражданами Российской Федерации с туристскими целями.
2. Повышение конкурентоспособности туристско-гостиничного комплекса города Москвы.
3. Развитие гостиничной отрасли и увеличение мест временного пребывания в городе Москве.
Задачи подпрограммы
1. Совершенствование инструментов административного регулирования деятельности объектов индустрии отдыха и туризма.
2. Сбалансированное развитие туристской инфраструктуры.
3. Повышение качества туристского обслуживания иностранных граждан и граждан Российской Федерации.
4. Расширение ассортимента туристского продукта.
5. Совершенствование подготовки кадров в туристской отрасли.
6. Продвижение туристского продукта города Москвы на внутреннем и мировом туристских рынках, мониторинг развития туристского рынка города Москвы и эффективности его регулирования.
7. Расширение номерного фонда гостиниц.
8. Государственная поддержка создания комфортной предпринимательской среды и привлечения внебюджетных инвестиций в строительство объектов индустрии отдыха и туризма.
Мероприятия подпрограммы
1. Развитие туристской инфраструктуры.
2. Выставочно-ярмарочная деятельность и проведение "знаковых" мероприятий.
3. Повышение качества туристского обслуживания.
4. Информационно-рекламные мероприятия по продвижению услуг.
5. Строительство гостиниц.
8. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Государственной программы и подпрограмм
8.1. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Государственной программы
Финансовое обеспечение Государственной программы осуществляется за счет средств бюджета города Москвы, за счет средств юридических и физических лиц, в том числе средств государственных учреждений города Москвы от приносящей доход деятельности и средств частных инвесторов на развитие инфраструктуры на территории города Москвы, а также за счет средств федерального бюджета.
Планируемая общая потребность в финансовых ресурсах Государственной программы составляет 346 179 863,9 тыс. рублей, из них:
- за счет средств бюджета города Москвы - 280 346 884,3 тыс. рублей;
- за счет средств федерального бюджета - 17 853,9 тыс. рублей;
- за счет средств юридических и физических лиц - 65 815 125,7 тыс. рублей, в том числе: за счет средств государственных учреждений города Москвы от приносящей доход деятельности - 10 660 848,1 тыс. рублей; за счет средств частных инвесторов на развитие инфраструктуры на территории города Москвы - 55 154 277,6 тыс. рублей.
Расшифровка объемов финансирования по источникам и в разбивке по годам представлена в Паспорте Государственной программы, а также в приложениях 3 и 4 к Государственной программе.
8.2. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы "Индустрия отдыха и туризма на территориях парков культуры и отдыха, музеев-заповедников и музеев-усадеб"
Объем финансовых ресурсов в разрезе по годам реализации подпрограммы уточняется при составлении проектов законов города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период.
Планируемая общая потребность в финансовых ресурсах подпрограммы составляет: 71 064 089,5 тыс. рублей, в том числе за счет средств бюджета города Москвы 60 403 241,4 тыс. рублей, за счет средств государственных учреждений города Москвы от приносящей доход деятельности составляет 10 660 848,1 тыс. рублей.
8.3. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы "Индустрия отдыха на территориях общего пользования"
Планируемая общая потребность в финансовых ресурсах подпрограммы составляет: 219 487 354,1 тыс. рублей, в том числе за счет средств бюджета города Москвы 217 929 977,7 тыс. рублей, за счет средств федерального бюджета - 17 853,9 тыс. рублей, за счет средств частных инвесторов на развитие инфраструктуры на территории города Москвы 1 539 522,5 тыс. рублей.
8.4. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы "Развитие туризма"
Планируемая общая потребность в финансовых ресурсах подпрограммы составляет 55 628 420,3 тыс. рублей, в том числе за счет средств бюджета города Москвы 2 013 665,2 тыс. рублей, за счет средств юридических и физических лиц на развитие инфраструктуры на территории города Москвы 53 614 755,1 тыс. рублей.
8.5. Объемы финансовых ресурсов Государственной программы в структуре 2015 года
Общий объем финансовых ресурсов на реализацию Государственной программы в структуре, действовавшей в 2015 году, составил 45 026 851,3 тыс. рублей за счет средств бюджета города Москвы (приложение 3(1) к Государственной программе).
9. Характеристика мер правового регулирования в сфере индустрии отдыха и туризма, направленных на достижение целей и результатов Государственной программы
В рамках совершенствования правового регулирования туристской индустрии планируется подготовить стратегию развития туризма в городе Москве, предусматривающую в том числе методику вклада туризма в экономику города Москвы.
В рамках реализации мер правового регулирования в сфере индустрии отдыха и туризма совершенствуются правовые механизмы размещения нестационарных торговых объектов в городе Москве, уточняется режим бесплатного входа в подведомственные Департаменту культуры города Москвы музеи и выставочные залы в каникулярное время.
Кроме того, планируется стандартизировать благоустройство улиц и общественных пространств, установить современный уровень качества городской среды, а также обеспечить единство, комплексность и эффективность подхода к благоустройству улиц с учетом их типологии и исторического своеобразия.
Для достижения задач Государственной программы планируется создать Координационный совет при Правительстве Москвы по вопросам развития индустрии отдыха и туризма города Москвы в целях организации взаимодействия между органами исполнительной власти города Москвы, что позволит выработать единые подходы по вопросам реализации Государственной программы, обеспечить согласованность действий органов исполнительной власти города Москвы и принятие ими согласованных решений.
Планируемые к реализации основные меры правового регулирования Государственной программы не являются исчерпывающими и могут изменяться и дополняться по итогам мониторинга федерального законодательства и законодательства города Москвы.
Дополнительно подпрограммой "Индустрия отдыха и туризма на территориях парков культуры и отдыха, музеев-заповедников и музеев-усадеб" предусматриваются следующие меры государственной поддержки:
- полное освобождение от уплаты налога на имущество бюджетных и казенных учреждений города Москвы в соответствии с Законом города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций";
- полное освобождение от уплаты налога на землю учреждений культуры в отношении земельных участков, предоставленных для оказания услуг в области культуры в соответствии с Законом города Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74 "О земельном налоге".
Оценка применения данных мер государственного регулирования по годам реализации подпрограммы представлена в приложении 5 к Государственной программе.
10. Методы оценки эффективности и результативности реализации Государственной программы
Оценка эффективности и результативности Государственной программы представляет собой совокупность показателей оценки фактической эффективности в процессе и по итогам реализации Государственной программы, характеризующих успешность выполнения Государственной программы в экономической, социальной и экологической сферах. Эффективность и результативность Государственной программы оценивается с учетом объема ресурсов, направленных на реализацию Государственной программы, и возможных рисков.
Оценка эффективности реализации Государственной программы производится ежегодно в целях уточнения степени решения задач и выполнения мероприятий Государственной программы.
Для оценки эффективности реализации Государственной программы используются показатели (критерии) эффективности, которые отражают выполнение мероприятий Государственной программы.
Оценка эффективности производится путем сравнения фактически достигнутых показателей за соответствующий год с утвержденными значениями показателей (критериев).
Методика оценки эффективности и результативности Государственной программы (далее - Методика) определяет алгоритм оценки результативности и эффективности Государственной программы по отдельным этапам и итогам реализации.
Результативность оценивается как степень достижения запланированных нефинансовых результатов реализации основных мероприятий, подпрограмм и в целом Государственной программы.
Результативность определяется отношением фактического результата к запланированному результату на основе проведения план-фактного анализа реализации основных мероприятий, подпрограмм и в целом Государственной программы.
Результативность оценивается по нефинансовым и финансовым показателям реализации основных мероприятий, подпрограмм и в целом Государственной программы.
Индекс результативности определяется по следующей формуле:
где:
- - индекс результативности;
- - достигнутый результат;
- - плановый результат.
Эффективность оценивается как отношение достигнутых (фактических) нефинансовых результатов основных мероприятий, подпрограмм и в целом Государственной программы к затратам по основным мероприятиям, подпрограммам и Государственной программе в целом.
Эффективность основного мероприятия, подпрограммы, Государственной программы в целом определяется по индексу эффективности.
Индекс эффективности определяется по формуле:
где:
- - индекс эффективности;
- - индекс нефинансовой результативности;
- - индекс финансовой результативности.
По итогам проведения анализа индекса эффективности дается качественная оценка эффективности реализации основных мероприятий, подпрограмм и в целом Государственной программы.
Качественная оценка мероприятия, подпрограммы, Государственной программы в целом по показателю Индекс эффективности ():
- высокоэффективные, при значении от 1,0 до 2,0;
- уровень эффективности средний, при значении от 0,7 до 1,0;
- уровень эффективности низкий, при значении от 0,5 до 0,7;
- неэффективные, при значении менее 0,5 или более 2,0.
Эффективность реализации Государственной программы также оценивается как степень фактического достижения показателей по следующей формуле:
где:
- - эффективность реализации Государственной программы (процентов);
- - фактический показатель, достигнутый в ходе реализации Государственной программы;
- - нормативный показатель, утвержденный Государственной программой;
- - количество показателей (критериев) Государственной программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.