Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 306970-6 "О внесении изменений в главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Целью законопроекта является переход к более справедливому распределению налоговой нагрузки за счет использования кадастровой стоимости объектов недвижимости при расчете налоговой базы по налогу на имущество организаций.
Законопроектом предлагается внести изменения в главу 30 Налогового Кодекса Российской Федерации в части использования при определении налоговой базы по объектам недвижимого имущества организаций (за исключением недвижимого имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов) кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. В настоящее время налоговой базой является среднегодовая остаточная стоимость объекта налогообложения, сформированная в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Для объектов, по которым кадастровая стоимость не определена, предлагается сохранить текущий порядок расчета налоговой базы (исходя из остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации). В отношении помещений, кадастровая стоимость которых не определена, если определена кадастровая стоимость здания, в котором расположены такие помещения, предлагается определять кадастровую стоимость как кадастровую стоимость здания, умноженную на долю площади помещения в общей площади здания (за минусом площади общего имущества).
Кроме того, законопроектом предусмотрено уточнение порядка расчета налоговой базы в отношении объектов, находящихся в собственности иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства. Законопроектом устанавливается порядок определения налоговой базы в отношении объектов, находящихся в собственности указанных иностранных организаций, согласно которому налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов налогообложения, в отношении объектов недвижимого имущества, по которым кадастровая стоимость определена. Если кадастровая стоимость объекта налогообложения, находящегося в собственности иностранной организации, не определена, то для расчета налоговой базы используется инвентаризационная стоимость объекта недвижимого имущества. Если, в свою очередь, инвентаризационная стоимость объекта недвижимого имущества не установлена, то налоговая база в отношении каждого объекта недвижимого имущества иностранных организаций принимается равной стоимости объекта, определенной оценщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, на 1 января года, являющегося налоговым периодом, либо стоимости объекта, рассчитанной как произведение площади объекта на пятикратную среднюю рыночную стоимость 1 квадратного метра общей площади жилых помещений по субъектам Российской Федерации, утвержденную приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Законопроектом также дополняются иные статьи главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации, в которые необходимо внести соответствующие изменения в связи с переходом на использование кадастровой стоимости объектов недвижимости при определении налоговой базы.
В связи с тем, что на практике переход к кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества при расчете налоговой базы может потребовать большой подготовительной работы, связанной с обеспечением полноты кадастровой оценки объектов недвижимости (кроме того, не во всех субъектах Российской Федерации на данный момент кадастровая оценка утверждена), а также подготовкой информационных баз, необходимых для расчета налога и проведения контрольных налоговых мероприятий, законопроектом предусмотрено введение положений закона с 1 января 2020 года. В отношении имущества иностранных организаций закон вступает в силу с 1 января 2014 года.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета. Вместе с тем, введение предлагаемых изменений позволит увеличить доходную базу субъектов Российской Федерации. Переход на кадастровую стоимость и отказ от использования остаточной балансовой стоимости при исчислении налога на имущество организаций позволит также выровнять налоговую нагрузку и привести её в прямую зависимость от рыночной стоимости объекта налогообложения.
С учетом того, что на данный момент кадастровая оценка утверждена не во всех субъектах Российской Федерации, не представляется возможным точно рассчитать последствия введения рассматриваемых изменений в налоговое законодательство для бюджетов субъектов Российской Федерации, тем не менее, в отдельных субъектах Российской Федерации (с хорошо развитой офисно-деловой инфраструктурой) прирост поступлений в бюджет может составить до 50% в сравнении с текущими поступлениями по налогу на имущество организаций (при сохранении всех имеющихся льгот, установленных на федеральном уровне, а также с учетом льгот для социально значимых объектов, которые могут быть установлены на уровне субъектов).
Переход к кадастровой стоимости при исчислении налоговой базы по налогу на имущество нацелен на увеличение уровня налоговой нагрузки на объекты так называемой коммерческой недвижимости, в том числе офисно-делового и торгового назначения (при условии введения субъектами льгот для объектов налогообложения, используемых для промышленного производства).
На сегодняшний день уровень налоговой нагрузки многих налогоплательщиков, владеющих крупными объектами коммерческой недвижимости, являющимися высокодоходными объектами (особенно в крупных городах), достаточно низок, и кроме того, совершенно не увязан с рыночной стоимостью объектов (в силу специфики определения налоговой базы). На практике налоговая база объектов недвижимости может в разы отличаться (в меньшую сторону) как от рыночной, так и от кадастровой стоимости объектов.
Кроме того, для иностранных организаций в рамках действующего налогового законодательства налоговая база определяется как инвентаризационная стоимость объекта (так как у иностранных организаций в виду отсутствия необходимости ведения бухгалтерского учета в соответствии с российскими стандартами может отсутствовать балансовая стоимость объекта налогообложения), которая также на практике может быть в разы меньше как рыночной, так и кадастровой стоимости объекта.
Механизм расчета налоговой базы от кадастровой стоимости объекта недвижимости позволит преодолеть указанные выше несоответствия уровня налоговой нагрузки и стоимости объекта недвижимости и, таким образом, выровнять налоговую нагрузку, а также повысить уровень налоговой нагрузки на иностранные организации, владеющие объектами недвижимости на территории Российской Федерации, и способствовать развитию одного из выбранных направлений налоговой политики - деоффшоризации российской экономики.
Перечень
актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменений в главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" внесение изменений в акты федерального законодательства и иные нормативные правовые акты не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.