Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 231327-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений",
внесенному И.И. Гильмутдиновым, И.И. Мельниковым, Г.К. Сафаралиевым, А.А. Журавлевым, В.П. Водолацким, М.Е. Старшиновым, Т.В. Плетневой, В.В. Якушевым, М.Т. Гаджиевым, Б.Б. Хамчиевым, М.Н. Гасановым, М.С. Гаджиевым, членами Совета Федерации А.П. Торшиным, С.М. Киричуком
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 18 марта 2013 года (протокол N 89, пункт 94) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 231327-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений", внесенный депутатами Государственной Думы И.И. Гильмутдиновым, И.И. Мельниковым, Г.К. Сафаралиевым, А.А. Журавлевым, В.П. Водолацким, М.Е. Старшиновым, Т.В. Плетневой, В.В. Якушевым, М.Т. Гаджиевым, Б.Б. Хамчиевым, М.Н. Гасановым, М.С. Гаджиевым, членами Совета Федерации А.П. Торшиным, С.М. Киричуком.
Законопроект направлен на повышение ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за возникновение конфликтов между различными этническими группами на подведомственной территории. В этих целях предлагается, в частности, функции по обеспечению соблюдения, реализации и защиты равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в сфере межнациональных (межэтнических) отношений закрепить в качестве самостоятельных собственных полномочий субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения (пункт 2 статья 26.3 Федерального закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации") и в качестве отдельного вопроса местного значения (статьи 14, 15, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Также предлагается возложить на главу муниципального образования персональную ответственность вплоть до удаления в отставку за необеспечение соблюдения межнационального равенства.
По данному законопроекту Комитет считает необходимым отметить следующее. Не подлежит сомнению, что в обеспечении межнационального мира и согласия должны принимать участие все уровни власти. Эффективность реализации государственной национальной политики Российской Федерации обеспечивается непрерывной и согласованной деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления, институтов гражданского общества с комплексным использованием политических, правовых, организационных, социально-экономических, информационных и иных мер (пункт 22 Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 года N 1666).
При этом следует иметь в виду, что согласно Конституции Российской Федерации регулирование и защита прав и свобод, в т.ч. в сфере межнациональных отношений, относится к исключительному ведению Российской Федерации и совместному ведению субъектов Российской Федерации (пункт "в" статьи 71, пункт "б" статьи 72). Кроме того, состояние межнациональных отношений зависит не только от действий органов именно в сфере собственно национальной политики, сколько от общей социально-экономической и политической обстановки, от эффективности государственного управления в целом, от результативности деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов власти в различных сферах общественной жизни. Рычаги влияния на многие из таких сфер, находящиеся в распоряжении региональных и особенно муниципальных органов власти, крайне ограниченны или отсутствуют вовсе. Таким образом, обеспечение национального мира и согласия - это сфера ответственности преимущественно федерального, в меньшей степени регионального и в незначительной степени муниципального уровней власти.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункт "б" статьи 72" следует читать "пункт "б" части 1 статьи 72"
В связи с этим полномочия различных уровней власти в сфере межнациональных отношений должны быть четко определены и разграничены - это требование является одним из основных принципов государственной национальной политики Российской Федерации (подпункт "м" пункта 19 Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 года N 1666). Между тем законопроект в представленной редакции не отвечает данному требованию.
При описании полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления законопроект использует формулировки, не имеющие четкого законодательного определения и не позволяющие определить содержание их деятельности, предмет и пределы ответственности каждого уровня власти. Так, не ясно, каково правовое содержание понятий "сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России", "гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений", "успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов" и какие именно меры необходимо предпринимать для достижения этих результатов. Более того, в пункте 17 Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года данные задачи обозначены в качестве общих целей государственной национальной политики, реализуемой в стране в целом, и не могут быть возложены исключительно на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) местного самоуправления.
Так, органы местного самоуправления могут осуществлять конкретные полномочия в этой сфере, причем сугубо профилактического характера: мониторинг ситуации, разработка муниципальных целевых программ, культурно-просветительская работа с населением, своевременное оповещение компетентных органов власти о назревающих конфликтах. Кроме того, они обязаны соблюдать межнациональное равенство при осуществлении своих полномочий по решению всех вопросов местного значения (при предоставлении жилья малоимущим, при обеспечении предоставления образования и т.п.). В связи с этим выделение задач по обеспечению межнационального мира и согласия в качестве отдельного вопроса местного значения противоречит логике правового регулирования и целям самого законопроекта. Необходимо формулировать и закреплять конкретные полномочия органов местного самоуправления, чего в законопроекте в настоящее время нет.
По тем же причинам вызывает возражение и выделение функций в данной сфере в самостоятельное полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации, поскольку данная деятельность должна пронизывать все сферы компетенции таковых (образование, здравоохранение, культура и т.п.).
Таким образом, в законопроекте необходимо более четко определить и разграничить компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере межнациональных отношений.
Кроме того, согласно части 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, в части вопросов своего ведения Комитет считает возможным поддержать законопроект исключительно при условии учета указанных замечаний до принятия в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.