Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока
на проект федерального закона N 231327-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений",
внесенный депутатами Государственной Думы И.И. Гильмутдиновым, И.И. Мельниковым, Г.К. Сафаралиевым, А.А. Журавлевым, В.П. Водолацким, М.Е. Старшиновым, Т.В. Плетневой, В.В. Якушевым, М.Т. Гаджиевым, Б.Б. Хамчиевым, членами Совета Федерации А.П. Торшиным, С.М. Киричуком
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока рассмотрел в части вопросов ведения комитета проект федерального закона N 231327-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений", внесенный депутатами Государственной Думы И.И. Гильмутдиновым, И.И. Мельниковым, Г.К. Сафаралиевым, А.А. Журавлевым, В.П. Водолацким, М.Е. Старшиновым, Т.В. Плетневой, В.В. Якушевым, М.Т. Гаджиевым, Б.Б. Хамчиевым, членами Совета Федерации А.П. Торшиным, С.М. Киричуком.
Данным законопроектом, в частности, предлагается наделить органы государственной власти субъектов Российской Федерации дополнительным полномочием, предусматривающим обеспечение государственных гарантий соблюдения, реализации и защиты равенства прав, свобод и законных интересов граждан независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, гармонизации национальных и межнациональных (межэтнических) отношений, сохранения и развития этнокультурного многообразия народов, социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов на территории субъекта Российской Федерации.
Необходимость вносимых изменений обосновывается авторами в пояснительной записке состоявшимся обсуждением в рамках заседания Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям вопроса о повышении ответственности должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за возникновение конфликтов между различными этническими группами на территориях муниципальных образований и утверждением 19 декабря 2012 года Президентом Российской Федерации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Придавая исключительную социальную значимость обозначенных вопросов, Комитет по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока концептуально поддерживает предлагаемые законопроектом изменения и обращает внимание на следующее.
Согласно Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей, а также обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72, п. "б", "м"). Одновременно регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, гражданство в Российской Федерации, регулирование и защита прав национальных меньшинств отнесено к исключительному ведению Российской Федерации (ст. 71, п. "в"). В этой связи принятие рассматриваемого законопроекта соответствует сфере ведения Российской Федерации.
Абзацем вторым пункта 4 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) установлено, что перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и (или) дополнений в пункт 2 настоящей статьи. Реализуя требования указанной нормы, авторами законопроекта предлагаются соответствующие изменения. Вместе с тем, следует обратить внимание, что абзац первый пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ устанавливает, что "к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения _ относится решение вопросов:".
Исходя из этого, полагаем целесообразным при дальнейшей работе над законопроектом, изменить редакцию пункта 4 статьи 1, соотнеся ее с редакцией абзаца первого пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ.
Представляется также целесообразным дополнительно обсудить необходимость вносимых изменений в части полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3.1 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ по вопросам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. При этом следует иметь в виду, что подпунктом "а" пункта 2 статьи 21 Федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации уже отнесено осуществление в пределах своих полномочий мер по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью.
С учетом изложенных замечаний, Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 231327-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений", внесенный депутатами Государственной Думы И.И. Гильмутдиновым, И.И. Мельниковым, Г.К. Сафаралиевым, А.А. Журавлевым, В.П. Водолацким, М.Е. Старшиновым, Т.В. Плетневой, В.В. Якушевым, М.Т. Гаджиевым, Б.Б. Хамчиевым, членами Совета Федерации А.П. Торшиным, С.М. Киричуком.
Председатель комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.