Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 308654-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
(о пенсионном обеспечении и дополнительной социальной поддержке граждан, подвергшихся вредному радиационному воздействию при ремонте и (или) реконструкции объектов ядерного комплекса, хранении и (или) захоронении радиоактивных отходов)
Досье на проект федерального закона
В Федеральных законах "Об использовании атомной энергии", "О государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" имеются правовые нормы, которые определяют правовую основу и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии, направленные на защиту здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды, защиту собственности при использовании атомной энергии, призваны способствовать развитию атомной науки и техники, содействовать укреплению международного режима безопасного использования атомной энергии.
В Федеральном законе "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" имеется ссылки в статьях 2, 10 и 17 на Федеральный закон "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В статьях 2, 4, 10, 17 и 25 имеются правовые нормы о защите граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, которые произошли вследствие аварий в различные годы на объектах ядерного комплекса. К этим катастрофам можно отнести аварию в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сброс радиоактивных отходов в реку Теча.
Однако, в Федеральном законе "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" не учтены граждане, которые привлекались и привлекаются для выполнения работ по ремонту и реконструкции объектов ядерного комплекса, по хранению и (или) захоронению радиоактивных отходов, получившие дозу радиации, которая повлияла на состояние их здоровья и продолжительность жизни. Эти граждане не имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, так как нет правовых норм по условиям назначения им пенсий, а также законодательно не установлен размер пенсий и возможность индексации пенсии.
Несмотря на обращения граждан и депутатов Государственной Думы в различные организации и органы государственной власти о поддержке граждан, получивших дозу радиации при выполнении ими работ по ремонту и реконструкции объектов ядерного комплекса, при хранении и (или) захоронении радиоактивных отходов, в полученных ответах указывается, что в ряде организаций работники ядерного оружейного комплекса права на социальную поддержку не имеют, так как в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 августа 2000 года N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" (далее - Указ), Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 17 ноября 2000 года N 857-64 утвердило организации и воинские части, входящие в состав ядерного оружейного комплекса, на которые распространяются правовые нормы Указа.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту дату названного Указа Президента РФ N 1563 следует читать как "23 августа 2000 г."
Однако, право для назначения дополнительного материального обеспечения лицам, получившим дозу радиации в соответствии с положением пункта 2 Указа, предоставляется только при следующих условиях:
вид деятельности должен быть предусмотрен в Перечне видов деятельности;
организации и воинские части должны быть указаны в Перечне организаций и воинских частей, входящих в состав организаций ядерного комплекса.
Таким образом, граждане, не подпадающие под условия назначения дополнительного материального обеспечения, указанных в пункте 2 Указа, которые привлекались и привлекаются для выполнения работ по ремонту и реконструкции объектов ядерного комплекса, хранении и (или) захоронении радиоактивных отходов и получившие накопленную эффективную дозу радиации, превышающую 7 бэр (бэр равен рентгену) вынуждены обращаться в различные органы государственной власти за помощью, так как у них наблюдается повышенная заболеваемость злокачественными новообразованиями и лейкозом, что подтверждается медицинскими исследованиями.
Но ответ приходит один - "Деятельность Ваша не соответствует виду, предусмотренном в перечне видов деятельности, указанных в пункте 2 Указа".
В государственной корпорации "Росатом" общее количество сотрудников составляет более 50 000 человек, работающих в производственном объединении "Маяк" (г. Озерск), на Белоярской, Билибинской, Калининской, Ленинградской, Курской, Смоленской, Кольской, Балаковской, Нововоронежской и Волгодонской атомных электростанциях, но имеются организации, которых нет в перечне Указа, но которые привлекались и привлекаются к выполнению работ, связанных с ремонтом и реконструкции объектов ядерного комплекса. При этом за прошедшие года около 30 000 человек уволились по состоянию здоровья или по возрасту.
Средняя накопленная эффективная доза облучения сотрудников при работе на предприятиях ядерного комплекса более 20 лет составляет 0,6 Зв (зиверт), что равно 60 рентгенам (1 зиверт равен 100 рентгенам). Считается, что опасное заболевание лучевой болезнью, требующего длительного лечения, (а порой и неизлечимое) начинается при полученной дозе радиации в 1 Зв (т.е. 100 рентген).
По данным СМИ при однократном равномерном облучении всего тела и неоказании специализированной медицинской помощи смерть в результате острой лучевой болезни наступает в 50% случаях при дозе радиации:
3-5 Зв (повреждается костный мозг) - в течение 30-60 суток;
5-10 Зв (повреждается желудочно-кишечный тракт и легкие) - в течение 10-20 суток;
более 15 Зв (повреждается нервная система) - в течение 1-5 суток.
Согласно постановлению главного государственного санитарного врача России от 21 апреля 2006 года N 11 "Об обеспечении облучения населения при проведении рентгенорадиологических медицинских исследований" необходимо обеспечить соблюдение годовой эффективной дозы 1мЗв (0,1 бэр) при проведении профилактических медицинских рентгенологических исследований, что является безопасной дозой, и Федеральный закон "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" в статье 10 устанавливает, что при средней годовой эффективной дозе облучения свыше 1 мЗв меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не предоставляются.
По данным СМИ до настоящего времени на предприятиях атомной промышленности и в других отраслях требования по захоронению радиоактивных отходов (далее - также РАО) не установлены. Как следствие, более 99% РАО находится в местах их образования, т.е. они размещаются в хранилищах, а не в пунктах захоронения. В Российской Федерации накоплено более 500 миллионов тонн РАО в более чем в 1000 хранилищах, что требует принятия мер по захоронению РАО, а также постоянного выделения сотрудников, ответственных за хранение, которые при всех правил соблюдения радиационной безопасности получают радиоактивное облучение. В Российскую Федерацию возвращалось и продолжает возвращаться облученное высокообогащенное урановое топливо из Румынии, Латвии, Болгарии, Чехии, Узбекистана, Венгрии, Казахстана, Сербии, Польши и т.д.
И поэтому потребуется дополнительное выделение сотрудников для захоронения радиоактивных отходов, для чего необходимо законодательно установить правовые нормы их социальной защиты. На радиоактивное заражение сказываются и неблагоприятные условия труда с использованием устаревшего оборудования и средств защиты.
Основной целью разработки данного проекта федерального закона является защита граждан, получивших радиоактивное облучение, которые привлекались и привлекаются к выполнению работ, связанных с ремонтом и (или) реконструкцией объектов ядерного комплекса, по хранению и (или) захоронению радиоактивных отходов.
Законопроектом предлагается создать новые правовые нормы пенсионной защиты, а также дополнительной социальной поддержки граждан и их семей, которые пострадали или пострадают от радиационного заражения при ремонте и (или) реконструкции объектов ядерного комплекса, при хранении и (или) захоронении радиоактивных отходов, которые не учтены в Федеральном законе "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
С этой целью в законопроекте предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации": статью 2 "Основные понятия, используемые в целях настоящего Федерального закона", статью 4 "Граждане, имеющие право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению", статью 10 "Условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей", статью 17 "Размеры пенсий граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, и членов их семей" и статью 25 "Порядок индексации пенсий".
Все изменения в указанных статьях касаются пенсионной защиты граждан и их семей, которые пострадали или пострадают от радиационного заражения при ремонте и (или) реконструкции объектов ядерного комплекса, при хранении и (или) захоронении радиоактивных отходов и которые получили или получат накопленную эффективную дозу радиоактивного облучения свыше 7 бэр. Тем более, что вопрос этот решается путем создания специализированных организаций по транспортированию радиоактивных отходов, оборудованию пунктов захоронения и захоронению радиоактивных отходов. Сотрудники, которые будут входить в подобные организации должны знать, что законодательно они защищены от всех последствий.
Доза радиоактивного заражения граждан, которая устанавливается в законопроекте в 70 раз больше минимальной (7бэр), так как при такой дозе облучения потребуется дополнительное медицинское лечение и постоянное наблюдение за состоянием здоровья граждан.
В Федеральном законе "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" в статье 1 также установлена правовая норма о распространении действия Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан, получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (эр).
Количество граждан, на которые будет распространяться действие законопроекта может составлять от 5000 до 10 000 человек (с учетом захоронения радиоактивных отходов в 2013 году и последующие годы).
С учетом установления государственного пенсионного обеспечения для граждан, а также индексации пенсий могут потребоваться средства из федерального бюджета на каждого гражданина ежемесячно от 6 000 до 8 000 рублей. В год расходы из федерального бюджета могут составить до 1 миллиарда рублей.
В законопроекте учтено замечание, указанное в Заключении Правительства Российской Федерации от 22 мая 2013 года N 2710п-П12 и поэтому вступление в силу Федерального закона перенесено на 1 января 2014 года.
После принятия законопроекта потребуется внесение изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2013 года и на плановый период 2014 и 2015 годов" (о перераспределении ассигнований федерального бюджета на 2014 год).
Законопроект не предусматривает выпуск государственных займов, изменение финансовых обязательств, внесение изменений в другие федеральные законы, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, не потребует дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
(о пенсионном обеспечении и дополнительной социальной поддержке граждан, подвергшихся вредному радиационному воздействию при ремонте и (или) реконструкции объектов ядерного комплекса, хранении и (или) захоронении радиоактивных отходов)
Законопроект потребует дополнительные финансовые расходы за счет средств федерального бюджета.
Количество граждан, получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (эр), на которые будет распространяться действие законопроекта может составлять от 5000 до 10 000 человек (с учетом захоронения радиоактивных отходов в 2013 году и последующие годы).
С учетом установления государственного пенсионного обеспечения для граждан, получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (эр) при ремонте и (или) реконструкции объектов ядерного комплекса, хранении и (или) захоронении радиоактивных отходов, а также индексации пенсий могут потребоваться средства из федерального бюджета на каждого гражданина ежемесячно от 6 000 до 8 000 рублей.
Расходы в год из федерального бюджета могут составить до 1 миллиарда рублей.
В законопроекте учтено замечание, указанное в Заключении Правительства Российской Федерации от 22 мая 2013 года N 2710п-П12 и поэтому вступление в силу Федерального закона перенесено на 1 января 2014 года.
Законопроект не предусматривает выпуск государственных займов, изменение финансовых обязательств, внесение изменений в другие федеральные законы, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, не потребует дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Перечень законодательных актов, подлежащих разработке и введению в действие или отмене, в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
(о пенсионном обеспечении и дополнительной социальной поддержке граждан, подвергшихся вредному радиационному воздействию при ремонте и (или) реконструкции объектов ядерного комплекса, хранении и (или) захоронении радиоактивных отходов)
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (о пенсионном обеспечении и дополнительной социальной поддержке граждан, подвергшихся вредному радиационному воздействию при ремонте и (или) реконструкции объектов ядерного комплекса, хранении и (или) захоронении радиоактивных отходов) потребуется внесения изменений и дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 28 августа 2000 года N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса российской Федерации" и Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2000 года N 857-64.
После принятия законопроекта потребуется внесение изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2013 года и на плановый период 2014 и 2015 годов" (о перераспределении ассигнований федерального бюджета на 2014 год).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.