Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 307935-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) предлагается ввести уголовную ответственность за создание финансовой пирамиды и руководство ее деятельностью.
Суть финансовой пирамиды заключается в привлечении денежных средств физических или юридических лиц посредством обещания высокой прибыльности от взносов, производимых в фонд такой организации или объединения. При этом выплаты обещанного дохода осуществляются за счет денежных средств, полученных в виде взносов от иных лиц.
О необходимости активизации борьбы с безлицензионным привлечением денежных средств населения, а также с финансовыми пирамидами, как одной из разновидностей этой деятельности, указано в разделе IV Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 2043-р.
Поручение органам государственной власти подготовить проект федерального закона, предусматривающего внесение изменений в законодательство Российской Федерации с целью пресечения деятельности организаций, имеющих признаки "финансовых пирамид", в том числе уголовно-правовыми средствами воздействия, содержится в поручении Правительства Российской Федерации от 5 июля 2012 года N ИШ-П-13-3825.
По информации Следственного комитета Российской Федерации в настоящее время в России помимо финансовых пирамид, осуществляющих свою деятельность на федеральном уровне (то есть, организаций или объединений, представительства или структурные подразделения которых созданы практически во всех регионах Российской Федерации), функционирует множество региональных организаций (объединений) подобного рода. Масштаб деятельности таких организации (объединений граждан) представляют реальную угрозу экономической безопасности государства, так как препятствуют притоку денежных средств в реальный сектор экономики, подрывают доверие граждан к легальным финансовым инструментам, обязательства по которым обеспечиваются законом, а также порождают социальные конфликты.
Классическая модель финансовой пирамиды предполагает утаивание ее организаторами от потенциальных вкладчиков источника происхождения выплачиваемого им дохода либо инсценировку его под прибыли от якобы высокодоходного вида финансовой деятельности. При этом от потенциальных вкладчиков также скрывается, что на определенном этапе деятельности компания по объективным причинам может прекратить выплату дохода по взносам.
Квалификация действий создателей такого типа пирамид не вызывает сложностей в правоприменительной практике. Эти лица привлекаются к уголовной ответственности за мошенничество, так как, по сути, вводят потенциальных вкладчиков в заблуждение относительно характера использования полученных от них денежных средств, а также рисков, связанных с объективной закономерностью деятельности всякой финансовой пирамиды, предполагающей прекращение выплат на определенном этапе.
Для избежания уголовной ответственности была разработана другая модель финансовой пирамиды. В ней потенциальным вкладчикам сообщается о том, что выплаты им будут производиться за счет средств, полученных от других вкладчиков, и что в определенный момент выплаты дохода могут прекратиться.
В целях создания стимула к осуществлению взноса деятельности такой финансовой пирамиды может придаваться определенная идеологическая основа (религиозная, финансово-экономическая, нравственная), мотивирующая отдельные социальные группы населения произвести взнос. В этом случае организация или объединение могут называться, например, "фондом верующих", "кассой взаимопомощи", и т.д.
Привлечь к ответственности организаторов и создателей финансовых пирамид такого типа практически невозможно, так как уголовная ответственность за мошенничество предполагает необходимость наличия в действиях виновного такого признака, как обман.
Вследствие этого во многих странах создание подобного рода финансовых пирамид прямо запрещено законом, это деяние относится к числу тяжких, а уголовная ответственность наступает не только за создание и руководство финансовой пирамидой, но и за пропаганду ее деятельности.
Проект закона предусматривает дополнение Уголовного кодекса Российской Федерации новой статьей 172.1, предусматривающей уголовную ответственность за создание финансовой пирамиды и(или) руководство ее деятельностью.
При формулировании определения понятия "финансовая пирамида" в примечании к статье 172.1 УК РФ за основу взята правовая конструкция продолжаемого преступления, совершаемого в форме промысла, что позволит исключить распространение действия данной нормы на случаи совершения единичных сделок бытового займа денежных средств у одних физических лиц в целях выплаты долга другим.
В проекте закона учтена возможность создания структурированных (по территориальному или иному признаку) финансовых пирамид, в связи с чем уголовная ответственность вводится за руководство не только самой финансовой пирамидой в целом, но и ее структурными подразделениями. Используемый в проекте закона признак "структурное подразделение" содержится также в статье 210 УК РФ. Содержание данного признака определено в ряде актов официального толкования закона, принятых Верховным Судом Российской Федерации, в связи с чем его применение на практике не вызовет сложностей.
После краха МММ 2011 аналогичные проекты законов, предусматривающие уголовную ответственность за финансовые пирамиды, были внесены законодательные органы ряда стран СНГ (Белоруссии, Казахстана и Украины). Промедление с введением уголовной ответственности за рассматриваемое деяние в России может повлечь за собой перемещение сферы деятельности таких организаций из указанных стран СНГ на территорию Российской Федерации, массовый обман российских граждан и обусловленное этим социальное напряжение в обществе.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.