Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 309675-6 "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2012 год"
Досье на проект федерального закона
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) осуществлял исполнение бюджета в 2012 году в соответствии с целями, поставленными Федеральным законом от 30 ноября 2011г. N 370-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (далее - Федеральный закон), на основе бюджетной росписи расходов бюджета Фонда, с учетом внесенных в нее изменений в течение отчетного года (далее - уточненная роспись).
За 2012 год доходы бюджета Фонда составили 966 542,2 млн. рублей или 105,4% от утвержденного Федеральным законом годового объема.
Расходы бюджета Фонда за 2012 год исполнены в сумме 932 157,8 млн. рублей, что составило 101,7% к объему, утвержденному Федеральным законом, и 97,5% к уточненной росписи.
Объем межбюджетных трансфертов, полученных бюджетом Фонда в 2012 году из федерального бюджета, составил 51 810,0 млн. рублей (100% от запланированного объема).
Объем межбюджетных трансфертов, переданных из бюджета Фонда бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, составил 17 639,5 млн. рублей (92,7%).
Бюджет Фонда за 2012 год исполнен с профицитом в общей сумме 34 384,4 млн. рублей, который сложился в основном за счет поступления страховых взносов сверх утвержденных объемов.
Основные показатели исполнения бюджета Фонда за 2012 год характеризуются следующими данными:
(млн. рублей) | |||||
Основные показатели |
Утверждено на 2012 год Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 370-ФЗ |
Уточненная роспись расходов бюджета Фонда на 2012 год |
Кассовое исполнение за 2012 год |
Кассовое исполнение в % к: |
|
федеральному закону |
уточненной росписи |
||||
Доходы - всего |
916 765,5 |
- |
966 542,2 |
105,4 |
- |
Расходы - всего |
916 765,5 |
955 909,5 |
932 157,8 |
101,7 |
97,5 |
Дефицит (-) Профицит (+) |
0,0 |
- 39 144,0 |
34 384,4 |
- |
- |
Доходы бюджета Фонда
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование
Уплата страхователями (работодателями) страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в 2012 году осуществлялась по нормам Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) работающего населения уплачивались страхователями по тарифу 5,1% с предельной величины базы для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица в сумме 512 тыс. рублей.
Отдельные категории плательщиков уплачивали страховые взносы на ОМС по пониженным тарифам, установленным статьями 58 и 58.1 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ. В этих случаях выпадающие доходы бюджета Фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации компенсировались за счет ассигнований федерального бюджета путем предоставления межбюджетных трансфертов бюджету Фонда.
Общий объем страховых взносов на ОМС работающего населения за 2012 год составил 615 134,3 млн. рублей, что в 1,9 раза больше, чем в 2011 году, и на 8,6% превысило запланированный объем.
Уплата страхователями (органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации) страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2012 году осуществлялась по нормам Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения".
Страховые взносы на ОМС неработающего населения уплачивались исходя из тарифа 18 864,6 рублей с применением понижающего коэффициента на 2012 год в размере 0,7913, коэффициента дифференциации, установленного в приложении 1 к Федеральному закону от 30 ноября 2011 г. N 354-ФЗ для каждого субъекта Российской Федерации и города Байконур, и с соблюдением требований, установленных пунктом 1 части 7 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Общий объем страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2012 году составил 298 857,3 млн. рублей.
В целом страховых взносов на ОМС за 2012 год поступило 913 991,6 млн. рублей или 105,7% от годового планируемого объема.
Налоги на совокупный доход
Поступления единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года) составили 1,3 млн. рублей, единого сельскохозяйственного налога - 0,2 млн. рублей.
Возврат переплаты налога, взимаемого с налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года), составил 21,8 млн. рублей.
Прочие налоговые и неналоговые доходы
Доходы от размещения Фондом временно свободных средств на депозитных счетах в банках за 2012 год составили 648,2 млн. рублей.
Доходы Фонда от компенсации затрат бюджета Фонда сложились за счет возврата дебиторской задолженности прошлых лет (возмещение средств для выплат страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, возмещение судебных расходов и др.) и составили 0,7 млн. рублей.
Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении Фонда, поступили в сумме 2,1 тыс. рублей за счет реализации лома черных и цветных металлов при утилизации списанного имущества, находящегося в оперативном управлении Фонда.
Денежные взыскания (штрафы), налагаемые Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации, составили 3,8 млн. рублей.
Поступления сумм недоимки, пеней и иных штрафов по страховым взносам в Фонд в связи с задолженностью, образовавшейся по состоянию на 1 января 2001 года, за отчетный год составили 5,7 млн. рублей.
Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба зачислены в бюджет Фонда в сумме 0,2 млн. рублей.
Доходы бюджета Фонда от возврата остатков субсидий, субвенций прошлых лет из бюджетов территориальных фондов ОМС и от возврата остатков средств, переданных в предыдущие годы из бюджета Фонда в виде межбюджетных трансфертов в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, составили 107,5 млн. рублей.
Фонд в 2012 году осуществил возврат в федеральный бюджет остатков субсидий, субвенций в сумме 29,7 млн. рублей, перечисленных из бюджетов территориальных фондов ОМС за нарушение условий, установленных при предоставлении трансфертов из бюджета Фонда, источником финансового обеспечения которых являлись бюджетные ассигнования федерального бюджета.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета
За 2012 год общая сумма ассигнований федерального бюджета, переданных Фонду из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов, составила 51 810,0 млн. рублей, в том числе:
на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на ОМС для отдельных категорий страхователей - 46 910,0 млн. рублей;
на финансовое обеспечение мероприятий, входящих в приоритетный национальный проект "Здоровье" - 4 900,0 млн. рублей, из них:
на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан - 4 000,0 млн. рублей;
на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - 900,0 млн. рублей.
Расходы бюджета Фонда
На финансовое обеспечение организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации в 2012 году в бюджеты территориальных фондов ОМС направлено субвенций в размере 640 562,4 млн. рублей, что составляет 104,7% от утвержденного Федеральным законом объема за счет перечисления на указанные цели 29 041,7 млн. рублей из нормированного страхового запаса Фонда в установленном порядке.
Нормированный страховой запас Фонда в 2012 году сформирован в общей сумме 49 408,2 млн. рублей. На увеличение субвенций из нормированного страхового запаса было направлено 29 041,7 млн. рублей, на увеличение субвенций до размера субвенций, установленных Федеральным законом на 2012 год - 244,9 млн. рублей, на изготовление и доставку полисов ОМС единого образца - 1 092,3 млн. рублей. Остаток средств нормированного страхового запаса на 1 января 2013 года составил 19 029,3 млн. рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона Фонд в установленном порядке осуществлял направление в бюджеты территориальных фондов ОМС субсидий на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения в субъектах Российской Федерации и межбюджетных трансфертов Минздраву России на реализацию мероприятий по модернизации подведомственных ему государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, и на реализацию мероприятий по внедрению современных информационных систем в здравоохранение, ФМБА России и РАМН на реализацию мероприятий по модернизации подведомственных им государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь.
Бюджетной росписью Фонда на 2012 год на выполнение программ и мероприятий по модернизации здравоохранения были предусмотрены ассигнования в сумме 269 577,0 млн. рублей, в объеме которых учтены остатки в сумме 25 497,0 млн. рублей, образовавшиеся на 1 января 2012 года в результате того, что модернизация федеральных государственных учреждений в 2011 году не проводилась.
Всего на выполнение программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за 2012 год было направлено 229 697,8 млн. рублей, в том числе на:
укрепление материально-технической базы медицинских учреждений - 138 918,0 млн. рублей;
внедрение современных информационных систем в здравоохранение в целях перехода на полисы ОМС единого образца - 10 723,1 млн. рублей;
внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи - 80 056,7 млн. рублей.
Межбюджетные трансферты Минздраву России, ФМБА России и РАМН на реализацию мероприятий по модернизации подведомственных им государственных учреждений были направлены Фондом в сумме 29 821,7 млн. рублей. Из указанного объема на реализацию мероприятий по модернизации государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, в части укрепления материально-технической базы медицинских учреждений предоставлено 23 678,9 млн. рублей, в том числе Минздраву России - 9 475,1 млн. рублей, ФМБА России - 10 484,8 млн. рублей, РАМН - 3 719,0 млн. рублей.
На реализацию мероприятий по модернизации государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, в части внедрения современных информационных систем в здравоохранение в целях перехода на полисы ОМС единого образца предоставлено 1248,8 млн. рублей, в том числе Минздраву России - 422,2 млн. рублей, ФМБА России - 672,8 млн. рублей, РАМН - 153,8 млн. рублей.
На создание федерального центра обработки данных, создание временной площадки федерального центра обработки данных (в том числе обеспечение информационной безопасности, разработки и размещения на временной площадке федерального центра обработки данных основных централизованных общесистемных компонентов), а также создание и внедрение федеральных прикладных компонентов единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, Минздраву России направлено 4 894,0 млн. рублей.
Остатки средств бюджета Фонда по состоянию на 1 января 2013 г. в сумме 2 023,4 млн. рублей, образовавшиеся в связи с неполным использованием бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации, направляются в 2013 году на увеличение нормированного страхового запаса.
В целях осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, переехавшим на работу в сельскую местность, в 2012 году из бюджета Фонда бюджетам территориальных фондов ОМС направлены иные межбюджетные трансферты в сумме 7 716,6 млн. рублей (96,0% от запланированного объема). Остатки средств, образовавшиеся по состоянию на 1 января 2013 года в результате неполного использования бюджетных ассигнований на указанные выплаты, предусматривается направить в 2013 году на те же цели.
На оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни из бюджета Фонда бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации перечислено 17 639,5 млн. рублей (92,7% от запланированного объема). Остатки, не использованные на указанные цели, предусматривается в 2013 году направить в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации в первом квартале 2013 года на завершение расчетов по договорам, заключенным в 2012 году, после чего, оставшиеся средства будут направлены на увеличение нормированного страхового запаса Фонда в 2013 году.
В отчетном году на финансовое обеспечение проведения диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с учетом остатков средств на 1 января 2012 года в сумме 10,7 млн. рублей, использованных на завершение расчетов в первом квартале 2012 года за проведенную диспансеризацию детей-сирот в 2011 году, было направлено 886,5 млн. рублей (98,5%о от объема, утвержденного Федеральным законом, и 97,3% от уточненной росписи). Расходы Фонда на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, включая остатки средств в сумме 63,2 млн. рублей, направленные в первом квартале 2012 года на завершение расчетов за проведенную в 2011 году дополнительную диспансеризацию работающих граждан, составили 4 018,6 млн. рублей (100,5%) от объема, утвержденного Федеральным законом, и 98,9% от уточненной росписи).
Остатки средств по состоянию на 1 января 2013 года, образовавшиеся в связи с неполным использованием на указанные цели, направляются в первом квартале 2013 года бюджетам территориальных фондов ОМС на завершение расчетов за проведенную в 2012 году диспансеризацию. Не использованные средства подлежат возврату в бюджет Фонда для последующего перечисления в федеральный бюджет.
Мероприятия по диспансеризации в 2012 году проведены в отношении 2 826,5 тыс. работающих граждан и 309,6 тыс. детей-сирот.
Расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и другие мероприятия, связанные с деятельностью Фонда, в 2012 году составили 722,4 млн. рублей или 51,6% от уточненной росписи, из них: на содержание аппарата Фонда - 673,7 млн. рублей (50,0%), на переподготовку и повышение квалификации кадров - 9,4 млн. рублей (95,1%), на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам - 13,4 млн. рублей (88,5%), на уплату взносов в МАСО - 6,6 млн. рублей (90,0%), на реализацию соглашения с МВФ - 7,6 млн. рублей (100%), на осуществление международной деятельности - 0,7 млн. рублей (62,5%), на освещение деятельности Фонда в средствах массовой информации - 11,1 млн. рублей (93,9%).
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2012 год"
Принятие Федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2012 год" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2012 год"
Принятие проекта федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2012 год" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия каких-либо федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2012 год"
Принятие проекта федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2012 год" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.