Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 19 мая 2009 г. N КА-А40/4073-09
(извлечение)
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 декабря 2009 г. N 1773/09 настоящее постановление отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2009 г.
Открытое акционерное общество "Кубанская энергосбытовая компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) от 19.05.08 по делу N 1 10/18-08 о нарушении антимонопольного законодательства, а также действий ФАС России, повлекших возбуждение и рассмотрение указанного дела.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены открытое акционерное общество "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" и НП "Администратор торговой системы".
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 03.09.08, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.11.08, в удовлетворении заявленных требований отказано.
При этом суды двух инстанций исходили из того, что оспариваемое решение и действия ФАС России не нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В кассационном порядке дело не рассматривалось.
Обществом подано заявление о пересмотре в порядке надзора судебных актов в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.04.09 N ВАС-1773/09 в передаче дела N А40-33944/08-21-413 Арбитражного суда г. Москвы в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда г. Москвы от 03.09.08 и постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.11.08 по делу N А 40-33944/08-21-413 отказано.
При этом дело направлено для рассмотрение в Федеральный арбитражный суд Московского округа для проверки правильности применения норм права в порядке кассационного производства.
Высшей судебной инстанцией указано на необходимость проверки выводов судов первой и апелляционной о доминирующем положении ОАО "Кубанская энергосбытовая компания" на рынке электроэнергии и о создании им препятствий для выхода компании на оптовый рынок электроэнергии.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Общества заявил, что состоявшиеся по делу судебные акты являются незаконными, так как вынесены судебными инстанциями по результатам неполного исследования представленных сторонами доказательств и с нарушением норм материального права.
Представители ФАС России и третьих лиц заявили, что решение от 03.09.08 и постановление от 01.12.08 являются законными и обоснованными.
Проверив правильность применения судами норм материального права в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в ФАС России поступило заявление ОАО "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" о наличии в действиях ОАО "Кубаньэнергосбыт" признаков нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.06 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По результатам рассмотрения указанного заявления ФАС России было возбуждено дело N 10/18-08 о нарушении антимонопольного законодательства, 19.05.08 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 1 10/18-08 вынесено решение о признании ОАО "Кубанская энергосбытовая компания" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.06 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем злоупотребления доминирующим положением, выразившегося в необоснованном уклонении от подписания Перечня средств измерений для целей коммерческого учета, что создало препятствие доступу ОАО "НЭСК" на оптовый рынок электроэнергии (мощности) в отношении потребителя - ООО "Новоросметалл" и могло повлечь ограничение конкуренции на рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии на территории Краснодарского края.
ФАС России исходил из следующего.
Во исполнение требований Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг ОАО "НЭСК", планируя выйти на оптовый рынок электрической энергии (мощности) и зарегистрировать на оптовом рынке отдельную группу точек поставки в отношении розничного потребителя - ООО "Новоросметалл" и снабжать его в качестве энергосбытовой организации, письмом от 14.09.07 N 15.3-14/187 направило на согласование в адрес смежного субъекта - ОАО "Кубаньэнергосбыт" подписанный со своей стороны Перечень средств измерений для целей коммерческого учета по точкам поставки электроэнергии "Новоросметалл" в сечении ОАО "Кубаньэнергосбыт" - ОАО "НЭСК".
Указанный перечень ОАО "Кубаньэнергосбыт" в срок, установленный упомянутыми Правилами согласован не был, в то время как согласование названного Перечня обусловлено не только обязанностью ОАО "НЭСК", претендующего на получение статуса субъекта оптового рынка, представить данный документ для получения доступа к услугам администратора, но и обязанностью ОАО "Кубаньэнергосбыт" обеспечить такое согласование в непродолжительный и разумный срок.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе перечисленные в пунктах 1 - 10 части 1 статьи 10 названного Закона.
ОАО "Кубаньэнергосбыт" злоупотребило доминирующим положением на рынке купли-продажи (поставки) на рынке реализации (купли-продажи) электрической энергии в границах присоединенной сети на территории Краснодарского края, поскольку совершило действия, ограничившие конкуренцию на розничном рынке электрической энергии и ущемило интересы ОАО "НЭСК" путем необоснованного уклонения от согласования Перечня средств измерений для целей коммерческого учета по точкам поставки в сечении ОАО "Кубаньэнергосбыт" - ОАО "НЭСК".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно пришли к выводу, что ФАС России правильно квалифицировал действия ОАО "Кубаньэнергосбыт", занимающего доминирующее положение на рынке купли-продажи электрической энергии (мощности) на территории Краснодарского края, как нарушение части1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Суды правильно установили, что в границах Краснодарского края смежным субъектом оптового рынка в понимании пункта 8 Правил недискриминационного доступа для всех энергоснабжающих организаций, желающих зарегистрировать отдельные ГТП в отношении розничных потребителей, расположенных в границах Краснодарского края, будет ОАО "Кубаньэнергосбыт", в рамках границы его зоны деятельности как гарантирующего поставщика.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 30, исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. При этом суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Согласно пункту 8 Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.04 N 861 смежные с заявителем субъекты оптового рынка в течение 30 дней со дня получения указанных документов обязаны обеспечить согласование с ним документов, подтверждающих обеспечение коммерческого учета произведенной (потребленной) на оптовом рынке электрической энергии (мощности), порядок информационного обмена и порядок использования приборов коммерческого учета для определения объемов производства (потребления) электрической энергии (мощности) на границах балансовой принадлежности субъектов оптового рынка.
ОАО "Кубаньэнергосбыт" является единственным субъектом оптового рынка, смежным с ОАО "НЭСК" и обязанным в данном случае согласовать с ОАО "НЭСК" перечень средств измерений для целей коммерческого учета по поставки электрической энергии.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу, что посредством уклонения от согласования Перечня средств измерений по ГТП "Новоросметалл" были ущемлены интересы хозяйствующего субъекта (ОАО "НЭСК"), что могло повлечь ограничение конкуренции на рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии на территории Краснодарского края, поскольку получение статуса субъекта оптового рынка в отношении определенных групп точек поставки означает получение конкурентного преимущества перед субъектами, такого статуса не имеющими, т.к. позволяет приобретать электрическую энергию в целях дальнейшего осуществления деятельности по ее купле-продаже на розничном рынке на значительно более выгодных условиях.
Дело судом первой инстанции, апелляционным судом рассмотрено в соответствии с требованиями, предъявляемыми статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Судами двух инстанций был исследован довод Общества о том, что оно не занимает доминирующего положения на рынке купли-продажи (поставки) электроэнергии на территории Краснодарского края. Данный довод был признан несостоятельным по мотивам, указанным в судебных актах судов первой и апелляционной инстанций. С данными мотивами согласен и суд кассационной инстанции.
Правовых оснований полагать, что выводы суда первой инстанции, апелляционного суда о применении нормы права являются ошибочными, не усматривается.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 3 сентября 2008 года и постановление 1 декабря 2008 года Девятого арбитражного апелляционного суда от по делу N А40-33944/08-21-413 оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 30, исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. При этом суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Согласно пункту 8 Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.04 N 861 смежные с заявителем субъекты оптового рынка в течение 30 дней со дня получения указанных документов обязаны обеспечить согласование с ним документов, подтверждающих обеспечение коммерческого учета произведенной (потребленной) на оптовом рынке электрической энергии (мощности), порядок информационного обмена и порядок использования приборов коммерческого учета для определения объемов производства (потребления) электрической энергии (мощности) на границах балансовой принадлежности субъектов оптового рынка."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 мая 2009 г. N КА-А40/4073-09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 декабря 2009 г. N 1773/09 настоящее постановление отменено