Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по информационной политике информационным технологиям и связи
на проект федерального закона N 263437-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи",
внесенный депутатами Государственной Думы С.В. Железняком, В.А. Крупенниковым, А.В. Митрофановым и другими
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по информационной политике информационным технологиям и связи рассмотрен внесенный депутатами Государственной Думы С.В. Железняком, В.А. Крупенниковым, А.В. Митрофановым и другими проект федерального закона N 263437-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи".
Законопроект направлен на совершенствование нормативно-правовой базы и снижение количества мошеннических действий в сфере оказания дополнительных услуг связи, предоставляемых поставщиками дополнительных услуг - контент-провайдерами.
Поддерживая концепцию рассматриваемого законопроекта, Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи отмечает следующее.
Законопроектом предлагается ввести в Федеральный закон "О связи" определение контентной услуги, под которой понимается деятельность оператора связи и (или) привлекаемых им иных лиц по предоставлению абонентам возможности получения на пользовательское оборудование в сетях связи справочной, развлекательной и иной информации. Состав контентной услуги, по своему содержанию, сходен с составом услуг по передачи данных или телематических услуг связи, при оказании которых пользователь получает на абонентское устройство контент, к содержанию которого оператор связи может быть непричастен. Вместе с тем, предложенный термин может создать правовую неопределённость при установлении различий между контентными и дополнительными услугами, при этом отнесение услуги к той или иной категории влияет на процесс ее оказания.
Так же законопроект дополняет статью 44 Федерального закона "О связи" нормой, которая вменяет в обязанность операторов связи подключать дополнительные услуги только при условии создания отдельного лицевого счета, предназначенного исключительно для оплаты данных услуг. Однако, в условиях подобной неоднозначной формулировки, и оператор связи, и абонент не всегда до момента начала заказа услуги будут иметь явное представление оказывается ли в конкретном случае услуга, подлежащая оплате с основного или с дополнительного счета. Полагаем, что в связи с введением отдельного счета может затрудниться предоставление абоненту справочной информации. Вместе с тем Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" содержит норму гарантирующую право на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации.
Особое внимание заслуживает вводимая законопроектом норма, направленная на борьбу с мошенническими действиями в сфере контентных услуг в виде создания второго лицевого счета. Это решение призвано оградить пользователей контентных услуг от имущественного вреда, возникающего в случаем оплаты услуг, которые абонентом не заказывались или заказывались под влиянием заблуждения о стоимости и составе услуги. Однако такая функция может быть не выполнима, так как мошеннические действия могут совершаться и в отношении второго счета. Необходимо отметить, что регуляторный механизм должен быть направлен не на дублирование нескольких счетов, а на создание системы отслеживания лиц, ненадлежащим образом участвующих в оказании контентных услуг и допускающих злоупотребления при осуществлении предпринимательской деятельности. Оператор связи по договору об оказании услуг связи несет ответственность за все операции, производимые на лицевом счете абонента. Таким образом, в случае привлечения оператором третьих лиц для оказания контентных услуг, именно информирование и получение дополнительного согласия от абонента является действенной мерой контроля добросовестности поставщика дополнительных услуг, который лишится правовых оснований настаивать, что имел место заказ услуги.
Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с положениями пункта 1 статьи 68 лица, нарушившие законодательство Российской Федерации в области связи несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность. В этой связи, полагаем, что при внесении дополнений в статью 68 следует уточнить характер ответственности за нарушение операторами связи требований по подключению дополнительных услуг.
Высказанные замечания и предложения могут быть учтены при дальнейшей работе над законопроектом.
Учитывая вышеизложенное Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.
Председатель комитета |
А.В. Митрофанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.