Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 313833-6 "О внесении изменений в статью 40.1 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 40.1 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" направлен на повышение привлекательности для граждан кредитных кооперативов как микрофинансовых институтов, повышение их финансовой устойчивости. Кроме того, законопроект призван способствовать устойчивому развитию кредитной кооперации как системы.
В настоящее время в Российской Федерации активно развивается микрофинансовый сектор экономики, в значительной мере представленный кредитной потребительской кооперацией. Один из её видов - это кредитные потребительские кооперативы граждан, действующие, прежде всего, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ). Достаточно широко представлена сельскохозяйственная кредитная потребительская кооперация, действующая в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-Ф3 "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Федеральный закон N 193-ФЗ).
Источником займов, предоставляемых членам кредитных потребительских кооперативов, является фонд финансовой взаимопомощи кооператива, который создается в том числе за счет личных средств членов кооператива, а также привлеченных средств.
Вместе с тем действующим законодательством предусматривается разный подход к источникам формирования имущества кредитного потребительского кооператива, действующего в соответствии с Федеральным законом "О кредитной кооперации", и кредитного потребительского кооператива, действующего в соответствии с Федеральным законом N 193-Ф3.
Разница заключается в том, что первые из них вправе привлекать средства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, кредитных организаций, а вторые - нет.
Законопроектом предлагается обеспечить сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам (далее - СКПК) доступ к целевым бюджетным средствам разного уровня наряду с другими микрофинансовыми институтами. Задача повышения доступности финансовых услуг особенно актуальна в сельской местности. Необходимость того, чтобы каждый гражданин и субъект предпринимательства мог получать необходимые ему финансовые услуги вне зависимости от уровня своего дохода и места проживания, особенно возрастает в условиях присоединения Российской Федерации к ВТО.
СКПК уже участвуют в финансировании хозяйствующих субъектов, которые участвуют в реализации региональных целевых программ, а также которым предоставляются гранты. СКПК неоднократно предоставлялись займы пайщикам для участия в программах, направленных на обеспечение жильем молодых семей, кредитовали участников муниципальных программ по переводу жилого сектора на индивидуальное отопление, а также участников субъектов иной поддержки, осуществляемой за счет бюджетных средств.
Нормами Федерального закона N 193-ФЗ СКПК запрещено привлекать займы от лиц, не являющихся его членами (абз. 5 п. 7 ст. 40.1). Данная норма, имеющая своей целью сохранение кооперативной идентичности и защиту интересов членов СКПК от сторонних инвесторов, на момент принятия Федерального закона N 193-Ф3 логична и в целом оправданна. Однако с момента её принятия произошли качественные изменения в развитии микрофинансового сектора. В частности, были приняты и вступили в силу Федеральный закон N 190-ФЗ и Федеральный закон от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", согласно которым выделяются целевые бюджетные средства для содействия развитию микрофинансового сектора через специализированные фонды, созданные и ведущие свою деятельность в субъектах Российской Федерации.
Запрет на привлечение средств от лиц, не являющихся членами СКПК, не позволяет им и их пайщикам в полной мере пользоваться средствами государственной поддержки, инициировать формирование специализированных фондов, а следовательно, ограничивает доступ субъектам сельского предпринимательства к услугам микрофинансирования. Вместе с тем Федеральный закон N 190-ФЗ допускает подобную возможность в исключительных случаях, предусмотренных федеральным законом (п. 6 ч. 1 ст. 6). Таким образом, указанная возможность не противоречит кооперативным принципам.
В связи с указанным обстоятельством законопроектом предлагается по аналогии с положением п. 6 ч. 4 ст. 6 Федерального закона N 190-ФЗ предусмотреть установление норматива привлечения денежных средств, привлекаемых кооперативом от юридических лиц, не являющихся его членами.
Максимальная сумма указанных средств не может составлять более 50 процентов общей суммы привлеченных денежных средств членов кредитного кооператива.
Предлагаемые изменения направлены на урегулирование поставленных вопросов для СКПК.
Таким образом, принятие данного федерального закона позволит:
1) обеспечить СКПК равный с другими микрофинансовыми институтами доступ к целевым средствам бюджетов разного уровня (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований);
2) оказать содействие адаптации субъектов сельского предпринимательства к условиям ВТО;
3) повысить социально-экономическое значение СКПК в развитии сельских территорий;
4) предоставить возможность привлечения ресурсов СКПК к федеральным, региональным и муниципальным программам;
5) обеспечить стандартизацию и открытость деятельности СКПК по факту отчетности по представленным займам.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 40.1 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в статью 40.1 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 40.1 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 40.1 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.