Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 314591-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации"
(о совершенствовании требований к кандидатам на должности судей)
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального, закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" направлен на устранение пробелов и уточнение отдельных положений нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих деятельность экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи.
Работа судьи является одной из наиболее сложных и важных юридических специальностей (профессий) и отличается повышенной ответственностью перед обществом и гражданами, особенно в настоящее время, когда формируются новые экономические и социальные отношения, интенсивно изменяются нормативные правовые акты. Судья должен обладать глубокими теоретическими знаниями в области права, учитывать тенденции развития судебной практики и владеть современными технологиями работы с правовой информацией. В этой связи необходимо усовершенствовать процесс отбора кандидатов на должности судей на стадии квалификационного экзамена в соответствующих экзаменационных комиссиях, полномочия которых устанавливаются Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
На основании вышеизложенного предлагается установить, что к сдаче квалификационного экзамена допускаются граждане, имеющие высшее юридическое образование с присвоением квалификации (степени) "специалист" или квалификации (степени) "магистр" и представившие в соответствующую экзаменационную комиссию документы, указанные в пункте 3 статьи 5 Закона "О статусе судей в Российской Федерации".
При этом квалификационный экзамен на должность судьи сдают граждане, не являющиеся судьями, и судьи, пребывающие в отставке в течение трех и более лет подряд, за исключением граждан, имеющих ученую степень кандидата или доктора юридических наук, которым присвоено почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", а также судей, находящихся в отставке и привлекающихся к осуществлению правосудия в порядке, установленном статьей 7.1 настоящего Закона. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи - в течение всего времени пребывания его в качестве судьи до истечения трех лет подряд после отставки, исчисляемого непрерывно.
В целях установления наличия у кандидата на должность судьи теоретических знаний, практических навыков и умений в области правоприменения, необходимых для работы в должности судьи в суде определенного вида и уровня, формируются экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи. При этом квалификационный экзамен на должность судьи принимается Высшей экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи в случае, если заключение о рекомендации кандидата на эту должность дает Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, и экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи того субъекта Российской Федерации, квалификационная коллегия судей которого дает заключение о рекомендации кандидата на эту должность.
Теоретические вопросы в билетах формулируются Высшей экзаменационной комиссией, а задачи по вопросам судебной практики и письменные задания по подготовке процессуального документа по макету дела составляются соответствующими экзаменационными комиссиями и утверждаются Высшей экзаменационной комиссией. Для кандидатов на должности судей специализированных судов, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации Высшей экзаменационной комиссией составляются отдельные билеты.
Законопроект направлен также на формирование единой практики оценки знаний кандидатов. В связи с чем предлагается уточнить критерии выставления оценок, выдачи удостоверения о сдаче квалификационного экзамена, а также основания для отказа в допуске к сдаче квалификационного экзамена, который должен быть основан только на федеральном законе. При этом решения экзаменационных комиссий могут быть обжалованы только по основаниям нарушения процедуры их вынесения. Для этого предлагается внести изменения в пункты 2 и 3 статьи 26.3 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", пункт 1 части 1 статьи 26, пункт 3.1 части 1 статьи 27 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункт 1 части 1 статьи 26" следует читать "пункт 7 части 1 статьи 26"
С целью выработки Высшей экзаменационной комиссией единообразной практики работы экзаменационных комиссий предлагается предоставить Высшей экзаменационной комиссии право осуществлять общее и методическое руководство экзаменационными комиссиями субъектов Российской Федерации и вырабатывать обязательные разъяснения.
В связи с постоянно возникающей необходимостью получать информацию о кандидатах на должности судей экзаменационным комиссиям (равно как советам судей и квалификационным коллегиям судей) предлагается предоставить право запрашивать у государственных органов, общественных организаций и должностных лиц и получать от них сведения и документы, необходимые для их деятельности.
В действующих нормативных правовых актах точно не установлена процедура назначения на должность секретаря экзаменационной комиссии. В проекте закона предлагается назначать секретаря экзаменационной комиссии по представлению соответствующей экзаменационной комиссии Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации или органом, входящим в его систему.
Принятие данного законопроекта позволит повысить требования, предъявляемые к кандидатам на должности судей в целях обеспечения пополнения судейского корпуса высококвалифицированными специалистами и удовлетворения потребности судов в судейских кадрах, а также эффективно защищать права и правовые интересы кандидатов на должности судей.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона Российской Федерации "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение, дополнение или принятие актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.