Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 316702-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Федеральными законами от 23 апреля 2012 года N 34-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 34-Ф3) (вступил в силу 24 апреля 2012 года) и от 28 июля 2012 года N 131-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (вступил в силу с 30 июля 2012 года) внесены изменения в ряд федеральных законов.
В частности, подпункт 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" изложен в новой редакции, согласно которой к полномочиям субъекта Российской Федерации отнесено осуществление регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
Однако положения части 19 статьи 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ), согласно которым контроль за соблюдением требований, установленных частью 16 статьи 9 Федерального закона N 69-ФЗ, непосредственно в процессе перевозки пассажиров и багажа легковым такси осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в рамках осуществления государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения, оставлены без изменения.
Кроме того, в соответствии с изменениями, внесенными в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), органы государственной власти субъектов Российской Федерации получили право составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 11.14.1 "Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа легковым такси" и 12.31.1 "Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" (в части легкового такси) КоАП Российской Федерации.
Существенно расширив полномочия органов государственной власти Российской Федерации по вопросам организации транспортного обслуживания населения и осуществления контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, Федеральный закон N 34-Ф3 не установил механизм их реализации.
Статья 9 Федерального закона N 69-ФЗ дополнена частью 2.1, согласно которой основанием для отказа в выдаче разрешения является предоставление заявителем недостоверных сведений. Считаем необходимым расширить перечень оснований для отказа в выдаче разрешения.
В условиях законодательного регулирования на федеральном уровне деятельности перевозчиков легкового такси службы заказа легкового такси (диспетчерские службы), которые напрямую влияют на процесс организации перевозки пассажиров, не имеют определенного статуса. Зачастую такие службы осуществляют прием-исполнение заказов от перевозчиков (водителей), не имеющих разрешения на осуществление деятельности, то есть работающих нелегально.
Необходимо урегулировать деятельность таких организаций и вменить в обязанность служб заказа осуществлять работу только с перевозчиками, имеющими соответствующие разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Положение статьи 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", согласно которому одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, свидетельствует о необходимости использования в перевозках легковым такси только тех транспортных средств, оборудование и конструкция которых обеспечивают безопасность дорожного движения.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июля 2010 года N 16-П "По делу о проверке конституционности положений статей 6 и 7 Закона Краснодарского края "Об организации транспортного обслуживания населения таксомоторами индивидуального пользования в Краснодарском крае" в связи с жалобой граждан В.А. Береснева, В.А. Дудко и других" указано, что реализация права на осуществление предпринимательской деятельности в сфере транспортного обслуживания населения обусловливает необходимость принятия особых мер обеспечения безопасности пассажиров и других участников дорожного движения и введения обоснованных требований, в том числе ограничительного характера.
В соответствии с техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 года N 720, конструкция транспортного средства с учетом его категории и назначения должна обеспечивать в том числе минимизацию травмирующих воздействий на находящихся в транспортном средстве людей и возможность их эвакуации после ДТП, а также пожарную безопасность.
Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации (за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении) или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Легковые автомобили, используемые для осуществления таксомоторных перевозок, изготовленные в Российской Федерации или ввезенные из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, должны иметь одобрение типа транспортного средства в соответствии с правилами и процедурами, утверждаемыми уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти. Указанный документ удостоверяет соответствие выпускаемых в обращение транспортных средств требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств.
Автомобили иностранного производства с правосторонним расположением рулевого механизма, как правило, не имеют одобрения типа транспортного средства и при таможенном декларировании заявлены для личного использования. Отсутствие запрета на их использование в России не исключает возможность приоритета коммерческой эксплуатации автомобилей с левосторонним расположением рулевого механизма в целях повышения безопасности пассажиров при интенсивной работе легкового автомобиля в течение рабочего дня (смены) в условиях принятого в стране правостороннего движения.
Кроме того, анализ дорожно-транспортных происшествий с участием автомобилей с правосторонним расположением рулевого управления показывает превышение относительных показателей аварийности в сравнении с транспортными средствами с "левым" рулем. Так, в 2012 году доля ДТП с участием легковых автомобилей с "правым" рулем составила 7,6 процента при доле зарегистрированных легковых автомобилей в Краснодарском крае с "правым" рулем 4,2 процента от их общего количества, доля ДТП среди автомобилей с "левым" рулем составила 92,4 процента при доле зарегистрированных легковых автомобилей с "левым" рулем - 95,8 процента.
Помимо атипичной обзорности автомобили с "правым" рулем отличаются иным распределением светового пучка фар. Такое светораспределение приводит к ослеплению встречных водителей. Использование указанных транспортных средств для перевозок пассажиров в режиме легкового такси не обеспечивает надлежащего выполнения Правил дорожного движения в части обязанности водителя производить посадку и высадку пассажиров со стороны тротуара или обочины.
При эксплуатации автомобилей двух-трехдверных типа "купе" не обеспечивается необходимый уровень комфортности и пассивной безопасности пассажирских перевозок в случае ДТП и иных форс-мажорных обстоятельств, в том числе при посадке (высадке) пассажиров на задние места без вставания пассажиров, сидящих на передних местах, и возможности экстренной эвакуации пассажиров с задних посадочных мест в случае пожара или другой чрезвычайной ситуации.
Установление возраста легкового такси обусловлено особенностями данного вида перевозок, а именно - обеспечением пассажирам наиболее удобных и комфортных условий проезда и соответствует постановлению Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы", согласно которому легковые автомобили относятся к третьей группе (имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно). После проведения профилактических и ремонтных работ может устанавливаться возможность безопасной эксплуатации транспортного средства еще в течение 3 лет.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" необходимо внесение изменений в Федеральный закон от 23 апреля 2012 года N 34-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации", а также в Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 112.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.