Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 315454-6 "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и статью 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона разработан с целью кардинального решения проблемы распространенности случаев управления транспортными средствами с регистрационными знаками "Транзит", срок действия которых истёк.
Согласно сводному отчету Федеральной налоговой службы по форме N 5-ТН за 2011 год, в целом по Российской Федерации в базе данных налоговых органов находилось 30 585 723 физических лиц - налогоплательщиков транспортного налога.
Указанные граждане управляют транспортными средствами, зарегистрированными в установленном порядке.
Однако существует значительная группа автовладельцев, которым принадлежат транспортные средства с государственными регистрационными знаками "Транзит".
В соответствии с ГОСТ Р 50577-93 "Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования", утвержденным Постановлением Госстандарта России от 29 июня 1993 г. N 165, знаки "Транзит" выдаются на транспортные средства, временно допущенные к участию в дорожном движении.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" (20 дней) или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2007 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 30.05.2007) содержится следующий вывод:
"По смыслу указанных положений знаки "Транзит" являются регистрационными знаками временного действия, выдача которых является необходимым условием для допуска транспортного средства к участию в дорожном движении. При получении регистрационных знаков "Транзит" у законного владельца транспортного средства возникает обязанность по регистрации его в установленном порядке в течение срока действия указанных знаков".
Некоторые собственники автомобилей предпочитают осознанно отказаться от выполнения данной обязанности. Эти недобросовестные граждане, управляя транспортными средствами с "транзитными" знаками, срок действия которых истёк, экономят денежные средства, не уплачивая транспортный налог, и безнаказанно нарушают Правила дорожного движения.
Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с федеральным законодательством зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
В письме Министерства финансов Российской Федерации от 03.07.2008 N 03-05-06-04/39 разъясняется, что транспортные средства, имеющие "транзитные" номера, не являются объектом налогообложения транспортным налогом.
Регистрационные знаки "Транзит" открыли широкие возможности для недобросовестных автовладельцев и для избежания административных наказаний.
В соответствии с частью 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае выявления административного правонарушения в области дорожного движения, совершенного с использованием транспортного средства, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Копии постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Между тем в Госавтоинспекции отсутствуют сведения о собственнике транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 28.7 в случаях, если после выявления административного правонарушения в области дорожного движения и на транспорте осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.
Однако на практике определение адреса места жительства автовладельца, совершившего правонарушение, оказывается трудновыполнимой задачей. И очень часто недобросовестным гражданам, управляющим автомобилями с "транзитными" знаками, удается избежать применения к ним административного наказания.
Уверенность в собственной безнаказанности толкает таких автовладельцев не только на дальнейшее нарушение Правил дорожного движения, но и на совершение преступлений.
Действующая редакция статьи 12.1 Кодекса об административных правонарушениях не обеспечивает эффективную профилактику противоправных действий собственников транспортных средств с государственными регистрационными знаками "Транзит".
Представляется, что 20-дневный срок действия "транзитных" знаков является чрезмерно продолжительным и не стимулирует автовладельцев к скорейшей регистрации своих транспортных средств.
Законопроектом предусматривается, что "транзитные" знаки должны выдаваться на срок 15 суток. Почти двух недель будет вполне достаточно для перегона автомобиля к месту жительства и выбора свободного времени для посещения соответствующего подразделения Госавтоинспекции.
Незначительный размер административного штрафа также не позволяет добиться правомерного поведения от многих собственников транспортных средств с "транзитными" знаками. Несколько сотен и даже тысяч рублей несопоставимы с суммой транспортного налога и размером других штрафов за совершение правонарушений в области дорожного движения.
Владельцы автомобилей мощностью 250 лошадиных сил и более в зависимости от региона обязаны ежегодно уплачивать сумму транспортного налога, превышающую 30-50 тысяч рублей. А общая сумма неуплаченных административных штрафов из-за невозможности определить место нахождения незарегистрированного автомобиля ограничена только совестью правонарушителя.
Законопроектом предлагается увеличить размер административного штрафа за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, с пятисот-восьмисот до десяти тысяч рублей.
Кроме того предлагается исключить административный штраф из перечня наказаний, применяемых за повторное управление транспортным средством с просроченными знаками "Транзит".
Принятие данного проекта федерального закона позволит повысить безопасность дорожного движения и собираемость транспортного налога, будет стимулировать правомерное поведение автовладельцев.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и статью 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и статью 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не предусматривает введение или отмену налогов, освобождение от их уплаты, выпуск государственных займов, изменение финансовых обязательств, внесение изменений в другие федеральные законы, которые будут предусматривать расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, не потребует дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и статью 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и статью 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" потребует внесения изменения в абзац второй подпункта 33.1 Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств".
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и статью 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.