Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 316848-6 "О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (по вопросам повышения ответственности за нарушение сроков выплаты заработной платы)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (по вопросам повышения ответственности за нарушение сроков выплаты заработной платы) (далее - законопроект) разработан в целях повышения эффективности защиты трудовых прав работников в случае банкротства работодателя во исполнение пункта 2 поручения Президента Российской Федерации от 10 октября 2012 г. N Пр-2653, а также пункта 2.5 Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011 - 2013 годы.
Законопроектом предлагается внести ряд изменений в Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
В целях повышения эффективности защиты права работников на получение заработной платы и стимулирования недобросовестных работодателей к своевременной выплате заработной платы под риском банкротства законопроектом предлагается наделить работников правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, для чего предусмотрено внесение изменений в статью 7 Закона о банкротстве. Для реализации этой идеи также вносится ряд поправок и в другие положения Закона о банкротстве (статьи 2, 4, 5 и так далее), которые сегодня исходят из учета при возбуждении дела о банкротстве только гражданско-правовых обязательств.
Законопроектом также вводится обязанность руководителя должника или индивидуального предпринимателя обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, если имеется не погашенная свыше трех месяцев по причине недостаточности денежных средств задолженность по оплате труда, выплате выходных пособий и иным причитающимся работникам выплатам (изменения, вносимые в статью 9 Закона о банкротстве).
Пунктом 2 статьи 134 Закона о банкротстве определена очередность удовлетворения требований по текущим платежам, согласно которой выплата заработной платы работающим по трудовым договорам производится во вторую очередь наряду с оплатой деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.
С целью исключения конкуренции соответствующих требований второй очереди по текущим платежам законопроектом предлагается выделить требования об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовым договорам, отдельно во вторую очередь текущих требований, а включенные во вторую очередь требования об оплате деятельности лиц, привлечение которых к делу о банкротстве не является обязательным, выделить в третью очередь. При этом существующие третья и четвертая очереди становятся соответственно четвертой и пятой очередью.
Законопроектом предлагается исключить из состава требований первой очереди, не относящихся к требованиям по текущим платежам (пункт 4 статьи 134 Закона о банкротстве), требования о компенсации морального вреда. В этом случае эти требования будут автоматически отнесены к требованиям, которые удовлетворяются в третью очередь.
Кроме того, законопроектом предлагается в составе требований второй очереди сформировать три подочереди: требования об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, но не более 30 тыс. рублей за каждый месяц на каждого человека; требования об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, оставшиеся после удовлетворения вышеуказанных требований; требования по выплате вознаграждений физическим лицам - авторам результатов интеллектуальной деятельности.
Реализация данных предложений позволит повысить вероятность удовлетворения требований об оплате труда, как наиболее значимых и крупных по объему по сравнению с требованиями о компенсации морального вреда и о выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.
При удовлетворении требований об оплате труда и о выплате выходных пособий в рамках погашения реестровой задолженности в приоритетном порядке осуществляются выплаты из расчета не более 30 тыс. рублей за каждый месяц на каждого работника, после удовлетворения которых выплачиваются оставшиеся суммы. Это позволит в случае недостаточности средств осуществить выплаты большему количеству работников.
Для повышения эффективности применения норм административной ответственности за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных предусмотренных законом выплат предлагается внести изменение в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено в течение одного года со дня совершения административного правонарушения (вместо предусмотренных в настоящее время двух месяцев). При этом также решается проблема невозможности привлечения в настоящее время работодателя к ответственности в течение третьего месяца с момента образования задолженности, так как уголовная ответственность предусмотрена за частичную невыплату заработной платы свыше трех месяцев.
Поскольку законопроектом усиливается административная ответственность за невыплату заработной платы, предусмотрено вступление федерального закона в силу по истечении девяноста дней со дня официального опубликования, что необходимо для ознакомления с его содержанием граждан, должностных лиц и юридических лиц, должностных лиц органов, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, а также судей.
Законопроектом предусмотрены переходные положения.
В целях недопущения изменения установленной процедуры банкротства в ходе уже начавшегося процесса законопроектом предусмотрено применение положений Закона о банкротстве в предлагаемой законопроектом редакции при рассмотрении дел о банкротстве, возбужденных после вступления в силу федерального закона, а также дел о банкротстве, возбужденных до этого, с момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве, введенной до его вступления в силу.
Принятие положений, предусмотренных законопроектом, будет способствовать предупреждению возникновения задолженности по заработной плате, позволит осуществить выплаты большему количеству работников в случае недостаточности средств, повысит эффективность мер административной ответственности за несвоевременную выплату заработной платы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (по вопросам повышения ответственности за нарушение сроков выплаты заработной платы)
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (по вопросам повышения ответственности за нарушение сроков выплаты заработной платы) не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета.
По данным Росстата, на 1 июня 2013 г. суммарная задолженность по выплате заработной платы составляет 2,3 млрд. рублей, из нее на долги, образовавшиеся в 2012 году, приходится 27,6%, в 2011 году и ранее - 23,2%.
Из общей суммы просроченной задолженности по заработной плате задолженность организаций, находящихся в стадии банкротства, на 1 июня 2013 г. составила 32,8%.
Законопроектом предусмотрены меры, способствующие предупреждению невыплаты заработной платы в течение срока, превышающего 3 месяца.
В случае принятия данного законопроекта задолженность по выплате заработной платы может существенно сократиться.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (по вопросам повышения ответственности за нарушение сроков выплаты заработной платы)
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (по вопросам повышения ответственности за нарушение сроков выплаты заработной платы) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона мО внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (по вопросам повышения ответственности за нарушение сроков выплаты заработной платы)
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (по вопросам повышения ответственности за нарушение сроков выплаты заработной платы) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.