Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 320076-6 "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и статью 18 Федерального закона "О почтовой связи"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона разработан в целях сокращения расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:
1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;
2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;
3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;
4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;
5) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение;
6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.
Помимо частных организаций прием платы за коммунальные услуги осуществляют две структуры, имеющие непосредственное отношение к государству: "Почта России" и ОАО "Сбербанк России".
52% акций Сбербанка принадлежит Центральному банку Российской Федерации. В свою очередь ФГУП "Почта России" является ключевым элементом системы федеральной почтовой связи.
Обе структуры активно рекламируют свои услуги по приему платы за жилищно-коммунальные услуги. Например, ФГУП "Почта России" проводила стимулирующую акцию "Коммунальные платежи на почте", победители которой получили ценные призы, распространяла рекламные видеоролики и размещала плакаты со слоганами "Мама платит за свет на почте. Это удобно".
Естественная заинтересованность организации в расширении клиентской базы и повышении лояльности потребителей услуг сопровождается взиманием с них комиссионного вознаграждения.
Возникла парадоксальная ситуация, когда созданные при непосредственном участии государства структуры получают прибыль от оказания "посреднических" услуг гражданам России.
В условиях роста тарифов на услуги ЖКХ любые сопутствующие этому расходы негативно отражаются на материальном благосостоянии российских граждан, а также на их социальном самочувствии.
Граждане готовы оплачивать стандартные почтовые услуги (почтовые отправления и почтовые переводы) и банковские операции (кредит, операции по счету, хранение документов и ценностей). Указанные услуги и операции граждане заказывают по мере необходимости и могут обойтись без них в течение продолжительного времени.
В отличие от них жилищно-коммунальные услуги граждане получают ежедневно. Расходы одного домохозяйства на оплату подачи холодной и горячей воды, электроэнергии, газа, тепловой энергии и т.д. составляют ежемесячно в среднем 2 000 рублей.
При этом взимание "жилищно-коммунальной комиссии" приводит к формированию общественного мнения о желании государства в лице "Почты России" и Сбербанка извлечь выгоду из обязательных платежей граждан. Граждане приходят такому выводу из-за того, что предельные уровни тарифов также устанавливаются органами власти.
В итоге многие собственники и наниматели жилых помещений считают несправедливой ситуацию, когда государственные органы сначала определяют допустимые размеры тарифов, а контролируемые ими структуры получают прибыль в виде комиссионного вознаграждения при оплате жилищно-коммунальных услуг.
Законопроектом предлагается запретить организациям федеральной почтовой связи и Сберегательному банку Российской Федерации взимать комиссионное вознаграждение при осуществлении приема платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Принятие проекта федерального закона позволит миллионам российских семей ежегодно сэкономить от 200 до 500 рублей при оплате жилищно-коммунальных услуг через отделения ФГУП "Почта России" и Сберегательного банка Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и статью 18 Федерального закона "О почтовой связи"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и статью 18 Федерального закона "О почтовой связи" не предусматривает введение или отмену налогов, освобождение от их уплаты, выпуск государственных займов, изменение финансовых обязательств, внесение изменений в другие федеральные законы, которые будут предусматривать расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, не потребует дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и статью 18 Федерального закона "О почтовой связи"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и статью 18 Федерального закона "О почтовой связи" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.