Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 319967-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Подготовка проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - законопроект) предусмотрена рядом программных документов.
В частности внесение изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" предусмотрено Планом мероприятий по реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте на 2006 - 2010 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2006 г. N 1094-р.
Кроме того, в соответствии с пунктом 15 Плана по реализации Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 г., утвержденного Правительственной комиссией по транспорту и связи 13 апреля 2011г., предусмотрена подготовка изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", направленных на уточнение порядка перевозки порожнего подвижного состава, вопросов нахождение порожнего подвижного состава на инфраструктуре железнодорожного транспорта.
Целью подготовки законопроекта является совершенствование рыночных механизмов на железнодорожном транспорте.
Актуальность предлагаемых изменений в законодательство обусловлена необходимостью совершенствования правового регулирования хозяйственной деятельности основных участников хозяйственных отношений на железнодорожном транспорте.
Нормативное правовое регулирование должно соответствовать темпам структурных преобразований и способствовать повышению эффективности выполнения одной из главных задач железнодорожного транспорта - своевременного и бесперебойного обеспечения потребностей экономики в перевозках.
В частности, в законодательстве должны быть установлены механизмы, стимулирующие участников перевозочного процесса:
собственников подвижного состава - улучшать показатели оборота вагонов и коэффициент их использования в груженом рейсе;
грузоотправителей и грузополучателей - минимизировать время нахождения вагонов под погрузкой-выгрузкой;
собственника инфраструктуры - принимать меры по рациональному использованию инфраструктуры, занятой неиспользуемым в перевозочном процессе подвижным составом.
Кроме того, в настоящее время в Федеральном законе "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" отсутствуют положения, обязывающие владельцев вагонов оплачивать занятие путей общего пользования свыше нормативного времени.
Это порождает проблему занятия инфраструктуры вагонами, не участвующими в перевозочном процессе, в связи с чем создается искусственный дефицит провозных мощностей и появляются "узкие места" на инфраструктуре.
Законопроект направлен на внесение в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" изменений, которыми предлагается:
закрепить принцип платности занятия инфраструктуры общего пользования сверх нормативного времени;
усилить ответственность пользователей услугами железнодорожного транспорта за обеспечение своевременной уборки с путей общего пользования порожних вагонов после выгрузки;
законодательно закрепить особенности перевозок порожних вагонов.
Кроме того, законопроектом предлагается установить вопросы взаимодействия организации железнодорожного транспорта, определенной в качестве единственного исполнителя по выполнению воинских перевозок, с перевозчиками, операторами железнодорожного подвижного состава и контейнеров, владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, иными физическими и юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, имеющих железнодорожный подвижной состав и контейнеры на праве собственности или ином праве, по вопросам передачи указанной организации железнодорожного подвижного состава и контейнеров.
В частности законопроектом предлагается, что по решению Правительства Российской Федерации железнодорожный подвижной состав, контейнеры могут быть изъяты у перевозчиков, операторов, иных владельцев на любой период времени, в который возникает угроза социально-экономической стабильности, обороноспособности, безопасности и иные случаи угроз Российской Федерации, а также в иных случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Также законопроектом, предлагается внесение изменений в Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", в части включения в указанный федеральный закон актуализированного понятия "оператор железнодорожного подвижного состава", которое учитывает сложившуюся практику деятельности операторов железнодорожного подвижного состава.
Принятие предлагаемых законопроектом изменений позволит создать механизмы для оптимизации перевозочного процесса и адаптации его под изменившуюся структуру железнодорожного транспорта, что позволит решить наиболее чувствительные для отрасли проблемы.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" повлечет необходимость внесения изменений и дополнений в Правила компенсации убытков, понесенных владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования и (или) перевозчиками в результате осуществления отдельных перевозок железнодорожным транспортом в случаях возникновения угрозы социально-экономической стабильности, обороноспособности, безопасности государства и в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 г. N 545.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.