Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 320066-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" подготовлен в соответствии с поручением Правительств Российской Федерации от 19 июля 2012 г. N ИШ-П13-4117 и направлен на расширение способов реализации страховых услуг посредством электронных продаж страховых услуг по отдельным видам страхования.
Проект федерального закона устанавливает общие правила организации заключения страховщиками договоров страхования в форм электронного документа:
организация на официальном сайте страховщика в сети "Интернет" информационной системы, посредством которой осуществляется создание и (или) отправка страховщику электронных документов (заявления о заключении договора страхования, а также в случаях, предусмотренных правилами страхования, уведомления о наступлении страхового случая, заявления об осуществлении страховой выплаты (или) иных документов);
требования к видам электронных подписей, используемых страховщиками и страхователями, для обеспечения признания электронных документов, подписанных электронной подписью, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью;
при заключении договора страхования в форме электронного документа посредством направления страховщиком страхователю на основании его заявления страхового полиса, подписанного страховщиком усиленной квалифицированной электронной подписью, в качестве подтверждения согласия страхователя заключить договор на предложенных страховщиком условиях предусматривается уплата страхователем страховщику страховой премии (страхового взноса) в соответствии с условиями заключаемого договора страхования;
во избежание рисков подписания договора страхования лицом, не имеющим на то полномочий, и в целях соблюдения требования пункта 2 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации об обеспечении возможности достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору, в соответствии с проектом федерального закона деятельность страховых агентов и страховых брокеров по заключению договоров страхования путем составления одного документа подписанного страховщиком усиленной квалифицированной электронной подписью не допускается;
виды страхования, по которым договоры страхования со страхователями - физическими лицами не могут быть заключены в форме электронного документа путем составления одного документа подписанного страховщиком усиленной квалифицированной электронной;
предусматривается, что договор страхования не может быть заключен в форме электронного документа при условии, что правила страхования содержат положения о необходимости проведения осмотра страхуемого имущества или обследования страхуемого лица заключении договора страхования;
правила применения электронной подписи и использования документов в электронном виде при осуществлении обязательного страхования устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.
На данном этапе распространение электронных продаж страховых услуг на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств представляется преждевременным, в частности, ввиду отсутствия возможности проверки соблюдения обязанности по заключению таких договоров у сотрудников полиции, контролирующих соблюдение правил дорожного движения, по причине отсутствия у них повсеместного доступа к автоматизированной информационной системе обязательного страхования, содержащей сведения о договорах обязательного страхования.
Согласно пункту 1 статьи 940 Гражданского кодекса Российской Федерации договор страхования должен быть заключен в письменной форме, несоблюдение которой влечет недействительность договора страхования, за исключением договора обязательного государственного страхования.
На основании пункта 2 статьи 434 и пункта 2 статьи 940 Гражданского кодекса Российской Федерации договор страхования может быть заключен путем вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком. Согласие страхователя заключить договор на предложенных страховщиком условиях подтверждается принятием от страховщика подписанного им страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции). Обмен документами между страховщиком и страхователем может осуществляться посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.
Таким образом, для заключения договора необходимо:
заявление страхователя, которое в соответствии с проектом федерального закона формируется с использованием инфраструктуры официального сайта страховщика и подписывается страхователем простой электронной подписью;
вручение подписанного страховщиком страхового полиса, способом, позволяющим достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору, в соответствии с проектом федерального закона реализуется посредством использования страховщиком усиленной квалифицированной электронной подписи и исключения страховых посредников из процедуры заключения договора страхования в форме электронного документа;
согласие страхователя заключить договор на предложенных страховщиком условиях в соответствии со сложившейся практикой подтверждается конклюдентными действиями страхователя (действиями, свидетельствующими о молчаливом согласии лица, совершающего действия, его намерении совершить сделку, заключить договор). Проектом федерального закона с учетом требований гражданского законодательства Российской Федерации и сложившейся практики закрепляется, что согласие заключить договор на предложенных страховщиком условиях подтверждается уплатой страхователем страховщику страховой премии (страхового взноса) в соответствии с условиями заключаемого договора страхования.
Принятие и реализация положений проекта федерального закона будет способствовать более полному удовлетворению спроса на страхование.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных законодательных актов Российской Федерации.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проектом федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"
Для реализации Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" не потребуется принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.