Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
на проект федерального закона N 93572-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части защиты прав граждан, пострадавших от преступлений"
внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 93572-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части защиты прав граждан, пострадавших от преступлений" (далее - законопроект) направлен на усиление государственной защиты лиц, пострадавших от преступлений, а также совершенствование механизма применения института условно-досрочного освобождения от наказания в целях возмещения потерпевшему вреда, причиненного преступлением.
В связи с чем, предлагается внести ряд изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ), Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (далее - УИК РФ), Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ).
В частности, предусматривается внесение изменения в статью 73 УК РФ "Условное осуждение", в части назначения условного осуждения при условии возмещения причиненного преступлением вреда в размере, определенном решением суда (полностью или частично). Аналогичные изменения предлагаются и в статьи 79 УК РФ "Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания", 80 УК РФ "Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания".
Вместе с тем, Комитет обращает внимание, что согласно постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2009 года N 8, когда вред, причиненный преступлением (материальный ущерб или моральный вред), по гражданскому иску не возмещен в силу таких объективных причин как инвалидность осужденного или наличие у него заболеваний, препятствующих трудоустройству, невозможность трудоустройства из-за ограниченного количества рабочих мест в колонии и т.д., суд не вправе отказать в условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания только на этом основании.
Также, законопроектом предусматривается увеличение срока подачи в суд ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания с 10 дней до 30 дней. Данное предложение нуждается в дальнейшем обсуждении, по мнению Комитета, поскольку осужденные за преступления небольшой тяжести к лишению свободы на недлительные сроки (например, 2 - 3 месяца) фактически могут будут лишены возможности условно-досрочного освобождения в сроки, установленные пунктом "а" части третьей статьи 79 УК РФ (условно-досрочное освобождение может быть применено только после фактического отбытия осужденным не менее одной трети срока наказания, назначенного за преступление небольшой и средней тяжести).
По мнению Комитета, заслуживает дальнейшего обсуждения предлагаемое законопроектом положение в статью 46 УПК РФ "Потерпевший" в части установления специального срока, а именно пяти дней, в течение которого принимается решение о признании потерпевшим.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "статью 46" следует читать "статью 42"
Кроме того, следует отметить, что законопроектом, в частности, предусматриваются изменения в статьи 166 УПК РФ "Протокол следственного действия", 227 УПК РФ "Полномочия судьи по поступившему в суд уголовному делу" в части исключения возможности ознакомления с постановлением о сохранении в тайне данных о личности участника следственного действия. Данное положение не является предметом правового регулирования вышеперечисленных статей, поскольку статья 166 УПК РФ регламентирует порядок составления протокола следственных действий при производстве предварительного расследования, статья 227 УПК РФ регламентирует полномочия судьи по поступившему в суд уголовному делу на стадии подготовки судебного заседания. В любом случае, на этих стадиях уголовного судопроизводства не может быть принято решение об ознакомлении с постановлением о сохранении в тайне данных о личности участника следственного действия.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству поддерживает концепцию и рекомендует Государственной Думе с учетом устранения высказанных замечаний принять в первом чтении проект федерального закона N 93572-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части защиты прав граждан, пострадавших от преступлений", внесенный Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.