Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального закона N 96972-6 "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", внесенный депутатом Государственной Думы М.В. Слипенчуком
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект федерального закона N 96972-6 "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" (в части отмены запрета на осуществление промышленного рыболовства для местного населения, проживающего в районах расположения национальных парков), внесенный депутатом Государственной Думы М.В. Слипенчуком, и отмечает следующее.
Согласно действующей редакции подпункта "е" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" зона традиционного экстенсивного природопользования национального парка предназначается для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации. В границах указанной зоны допускается осуществление традиционной хозяйственной деятельности и связанных с ней видов неистощительного природопользования.
Законопроектом предлагается внести в подпункт "е" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" изменение, в соответствии с которым зона традиционного экстенсивного природопользования национальных парков будет предназначена для обеспечения жизнедеятельности:
- коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
- лиц, которые не относятся к коренным малочисленным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
- местного населения, проживающего в районах расположения национальных парков.
Таким образом, предлагаемое изменение, с одной стороны, необоснованно сужает по сравнению с действующей редакцией перечень коренных малочисленных народов, чью жизнедеятельность призвана обеспечить зона традиционного экстенсивного природопользования национального парка, а с другой стороны, необоснованно расширяет круг других лиц, имеющих право осуществлять там традиционную хозяйственную деятельность, фактически предоставляя такое право любым проживающим на данной территории лицам.
При этом не учитывается, что действующее законодательство (Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", Федеральный закон от 07.05.2001 N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и др.) допускает распространение прав коренных малочисленных народов на лиц, не относящихся к малочисленным народам, но постоянно проживающих в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, только в случае, если эти лица ведут такие же, как и малочисленные народы, традиционное природопользование и традиционный образ жизни и для которых эти виды деятельности являются основой существования.
Кроме того, указанными федеральными законами предусмотрено, что распространение прав коренных малочисленных народов на других лиц осуществляется в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
В этой связи нельзя согласиться с изложенным в пояснительной записке к законопроекту мнением, что законопроект устраняет несогласованность Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" с законодательством о гарантиях прав коренных малочисленных народов. Напротив, в данной части законопроект указанному законодательству противоречит.
Необходимо отметить также, что законопроектом необоснованно исключается из редакции подпункта "е" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" указание на неистощительный характер природопользования, которое осуществляется в целях традиционной хозяйственной деятельности.
Что касается изменения, предлагаемого законопроектом к подпункту "е" пункта 2 статьи 15 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", то оно вводит новое, неизвестное действующему законодательству понятие "промышленное рыболовство в целях осуществления традиционной хозяйственной деятельности для местного населения, проживающего в районах расположения национальных парков".
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", промышленное рыболовство, прибрежное рыболовство, любительское и спортивное рыболовство, рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации являются самостоятельными видами рыболовства, каждый из которых имеет свои существенные характеристики (цель осуществления, методы добычи (вылова) водных биоресурсов, круг лиц, имеющих право осуществлять данный вид деятельности и т.д.). В законопроекте необоснованно смешиваются указанные понятия, что противоречит требованиям определенности правовой нормы.
На законопроект поступили заключения Комитета Государственной Думы по делам национальностей (не поддерживает законопроект) и Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию (поддерживает законопроект).
Правительство Российской Федерации в официальном отзыве от 16 июля 2012 г. N 2.12-17/723 не поддерживает рассматриваемый проект федерального закона. Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации считает нецелесообразным рекомендовать законопроект к принятию в первом чтении.
В то же время необходимо отметить, что проблема, изложенная в пояснительной записке к законопроекту, актуальна и требует разрешения. Однако полагаем, что ее решение, возможно, должно осуществляться путем внесения изменений в иные законодательные акты, в том числе, в Федеральный закон от 01 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал".
С учетом изложенного Комитет считает целесообразным для выработки согласованной позиции между субъектом права данной законодательной инициативы, Правительством Российской Федерации, Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Федеральным Собранием, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и в соответствии с пунктом "а" части шестой статьи 112 Регламента Государственной Думы предложить автору законодательной инициативы изменить текст законопроекта и доработать его до первого чтения с учетом высказанных замечаний и предложений.
Председатель комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.