Заключение Комитет Совета Федерации Федерального Собрания РФ по экономической политике
на проект федерального закона N 96537-6 "О некоторых мерах государственной поддержки отдельных категорий производителей моторных транспортных средств, их узлов и агрегатов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по экономической политике рассмотрел Федеральный закон "О некоторых мерах государственной поддержки отдельных категорий производителей моторных транспортных средств, их узлов и агрегатов", принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 2 июля 2013 года, и отмечает следующее.
Федеральный закон определяет правовые основы государственной поддержки российских автопроизводителей, осуществляющих производство автомобильной техники и автокомпонентов на территории Российской Федерации с применением режима "промышленной сборки".
В настоящее время при реализации инвестиционных проектов в рамках данного режима производителям автомобильной техники предоставляются таможенные льготы на ввоз автокомпонентов. Те взамен берут на себя обязательства по созданию на территории России современных автопроизводств полного цикла (строительству новых либо модернизации существующих производственных мощностей), а также достижению уровня локализации производства в России до 60%. Локализация - это процесс организации производства (а не сборки) деталей и компонентов различной технологической сложности на предприятиях собирающей страны. Таким образом, локализация фактически является прямым вкладом в производство национального ВВП, и чем выше степень локализации, тем больше этот вклад. Не менее важной функцией локализации является импорт технологий. По информации Минэкономразвития России сегодня в Российской Федерации реализуется 31 проект по производству современных автомобилей в режиме "промышленной сборки". Для создания производства автокомпонентной базы, обеспечивающей локализацию производимых автомобилей, Минэкономразвития России уже заключило 63 соглашения с ведущими международными производителями автокомпонентов. Планируется подписание соглашений "о промышленной сборке" еще с более чем 150 производителями автокомпонентов в рамках заключенных в 2011 году меморандумов о намерениях. Новые проекты позволят привлечь в Россию дополнительные инвестиции на уровне 5 млрд. долларов.
Большое число инвестиционных соглашений, предоставляющих производителям автомобилей право импортировать автомобильные компоненты по льготным ставкам таможенных пошлин, были заключены на срок до 2020 года. В соответствии с договоренностями по присоединению России к Всемирной торговой организации (далее - ВТО), все льготы будут отменены с 1 июля 2018 года, поэтому в 2018-2020 годах автопроизводители могут понести ущерб. Отмена таможенных льгот на ввоз автокомпонентов приведет к сворачиванию уже созданных производств, функционирующих в рамках соглашений о "промышленной сборке", а также невозможности заключения новых соглашений с автопроизводителями.
Федеральный закон предполагает компенсацию из федерального бюджета потерь участникам инвестиционного режима "промышленной сборки" автомобилей, которые возникнут в связи с увеличением для них таможенных пошлин на ввоз автокомпонентов после 1 июля 2018 года. Денежные средства, уплаченные в качестве таможенных пошлин при ввозе автокомпонентов на территорию России, будут возвращаться в виде субсидий из федерального бюджета в 2018, 2019 и 2020 годах.
Кроме этого Федеральный закон позволяет компенсировать функционирующим в режиме "промышленной сборки" автопроизводителям затраты, связанные с планируемой отменой льготного механизма гарантий утилизации транспортных средств, позволяющего российским производителям вместо уплаты утилизационного сбора принимать на себя обязательства по утилизации автомобильной техники. Необходимость исключения льготного режима для отечественных производителей, освобождающего их от уплаты утилизационного сбора, вызвана требованиями ВТО по созданию равных условий для российских производителей и импортеров. Соответствующий проект федерального закона уже внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу (проект N 289157-6).
В связи с тем, что особые условия в рамках режима "промышленной сборки" предоставляются с целью привлечения в Россию иностранных партнеров и иностранных инвестиций, создания совместных производств, Комитет считает целесообразным введение мер государственной поддержки указанных автопроизводителей. Использование режима "промышленной сборки" приводит к уменьшению доли прямого импорта легковых автомобилей в страну, снижению технологического отставания и повышению конкурентоспособности отечественной автомобильной промышленности.
Реализация норм Федерального закона обеспечит исполнение ранее принятых Россией обязательств по соглашениям о "промышленной сборке". Федеральный закон направлен на защиту интересов инвесторов, которые инвестировали ресурсы в организацию производств на территории России, создаст прогнозируемый инвестиционный климат в условиях членства России в ВТО.
Согласно расчетам Минпромторга России, подготовленным на основании прогноза объема рынка, доли автомобилей, производимых в России, и доли ввозимых автокомпонентов, объем государственной поддержки составит более 4 млрд. долл. США.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы текста Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации, коррупциогенные факторы не выявлены.
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам поддерживает Федеральный закон. Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации по Федеральному закону положительное.
В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
На основании вышеизложенного Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О некоторых мерах государственной поддержки отдельных категорий производителей моторных транспортных средств, их узлов и агрегатов".
Председатель Комитета |
Ю.В. Неёлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.