Заключение Комитет Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 8 июля 2013 г. N 3.8-04/1135
на проект федерального закона N 96146-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях создания дополнительных благоприятных условий для обучения в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел в части вопросов своего ведения Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях создания дополнительных благоприятных условий для обучения в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 5 июля 2013 года.
Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы членом Совета Федерации Л.Н. Боковой, депутатами Государственной Думы А.Н. Дегтяревым, И.И. Гильмутдиновым, И.В. Мануйловой, Е.И. Кузьмичевой, Е.Н. Сенаторовой, З.Я. Рахматуллиной, Г.А. Балыхиным 19 июня 2012 года и принят 28 сентября 2012 года в первом чтении, 3 июля 2013 года во втором чтении и 5 июля 2013 года в третьем чтении. В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению членами Совета Федерации в Государственную Думу было направлено 19 поправок: 13 - принято, 5 - учтено, 1 - отклонена. Федеральный закон реализует основные направления государственной миграционной политики в области содействия образовательной (учебной) миграции в Российскую Федерацию, изложенные в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, и его принятие будет способствовать притоку в страну квалифицированных и адаптированных иностранных граждан.
Федеральным законом устанавливаются условия для допуска к осуществлению трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан, обучающихся в Российской Федерации по очной форме и создаются дополнительные возможности для обучения в Российской Федерации иностранных трудящихся-мигрантов, изначально въехавших в нашу страну с целью осуществления трудовой деятельности.
Также устанавливается административная ответственность за нарушение правил уведомления уполномоченных государственных органов об обучении или прекращении обучения иностранных граждан и лиц без гражданства в образовательных организациях.
В соответствии со статьей 6 Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 года, за исключением изменений, вносимых в пункт 56 статьи 110 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (статья 5 Федерального закона), которые вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
Комитет отмечает, что нормы, содержащиеся в пункте первом статьи 2 Федерального закона, в части дополнения пункта седьмого статьи 25.6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", дублируют положения статьи 40 Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина), "г" (установление порядка деятельности федеральных органов исполнительной власти) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в пределах полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным пунктами "б" (защита прав и свобод человека и гражданина), "е" (общие вопросы образования), "к" (административное, административно-процессуальное законодательство) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не касается вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях создания дополнительных благоприятных условий для обучения в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства".
Председатель Комитета |
В.В. Рязанский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.