Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 100541-6 "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
(в части уточнения переходных положений Федерального закона по переводу деятельности розничных рынков в капитальные строения)
внесен депутатами Государственной Думы Г.В. Куликом, Н.В. Панковым, И.Н. Руденским, А.Н. Хайруллиным, Н.В. Школкиной, И.А. Яровой, И.И. Гильмутдиновым, Э.Г. Глубоковской, В.В. Климовым, С.И. Неверовым
Досье на проект федерального закона
Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 100541-6 "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (в части уточнения переходных положений Федерального закона по переводу деятельности розничных рынков в капитальные строения), внесенный депутатами Государственной Думы Г.В. Куликом, Н.В. Панковым, И.Н. Руденским, А.Н. Хайруллиным, Н.В. Школкиной, И.А. Яровой, И.И. Гильмутдиновым, Э.Г. Глубоковской, В.В. Климовым, С.И. Неверовым, и отмечает следующее.
Законопроектом вносятся изменения в переходные положения Федерального закона от 30.12.2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 271-ФЗ), которыми установлены требования к срокам и порядку перехода деятельности розничных рынков из временных сооружений в капитальные здания (строения, сооружения). В частности, предлагается наделить органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочием по определению срока начала использования капитальных строений для организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках (за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков независимо от мест их нахождения, иных розничных рынков, находящихся на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и крупных городов с численностью населения свыше 500 тысяч человек). Для сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных розничных рынков такие сроки должны будут устанавливаться органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, на территории которых такие рынки расположены.
Законопроектом, наряду с установленной ч. 6 ст. 15 Федерального закона N 271-ФЗ нормой по применению упрощенной формы договора о предоставлении торговых мест, вводится упрощенный порядок предоставления торговых мест на всех без исключения типах розничных рынков гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством. Действующей редакцией Федерального закона N 271-ФЗ упрощенный порядок предоставления торговых мест предусмотрен только на сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынках (ст.ст. 16-17 Федерального закона N 271-ФЗ).
Признавая имеющиеся проблемы применения Федерального закона N 271-ФЗ в части реализации положений о переходе деятельности розничных рынков в капитальные строения, Комитет, тем не менее, обращает внимание на необходимость существенной юридико-технической доработки законопроекта.
В частности, пунктами 2 и 3 ст. 1 законопроекта из общих норм, уточняющих порядок оборудования (застройки) рынков и организации деятельности по продаже товаров, выведены розничные рынки, расположенные в городах с численностью населения более 500 тысяч человек и являющиеся столицами или административными центрами субъектов Российской Федерации. Однако, положений, определяющих особенности организации деятельности розничных рынков на территориях таких городов, законопроект не содержит.
Пункты 3 и 4 ст. 1 законопроекта наделяют субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления полномочиями по определению порядка и сроков перехода розничных рынков исключительно в капитальные строения. Данные пункты следует дополнить положениями, в соответствии с которыми будут определены подходы к переходу розничных рынков на территории отдельного субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления). То есть, будет ли переход единовременным для всех розничных рынков, расхоложенных на территории отдельного региона (муниципального района), или решение о переходе в капитальные здания будет приниматься уполномоченными должностными лицами субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления) отдельно по каждому из рынков по мере их готовности. Следует уточнить, каким органом будет регламентирован (утвержден) этот порядок.
Действующей редакцией статьи 24 Федерального закона N 271-ФЗ определены окончательные даты перехода деятельности розничных рынков в капитальные здания, например, для сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков переход установлен 1 января 2015 года. Законопроект исключает установление единой даты на всей территории Российской Федерации. В связи с этим, возникает опасение, что после наделения органов местного самоуправления указанными полномочиями, сроки могут быть сокращены и, соответственно, положение сельскохозяйственных (сельскохозяйственных кооперативных) рынков может ухудшиться.
Наряду с этим, при установлении различных подходов и требований к организации розничных рынков в зависимости от места его территориального расположения, существует опасение в формировании неравных конкурентных условий функционирования таких рынков.
Необходимо отметить, что подготовка законопроекта осуществлялась в рамках разработки пакета законопроектов, направленных на поддержку сельского хозяйства и отечественных сельхозпроизводителей при вступлении России во Всемирную Торговую Организацию, а также с целью обеспечения занятости населения и социальной стабильности в обществе.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству считает возможным поддержать проект федерального закона N 100541-6 "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (в части уточнения переходных положений Федерального закона по переводу деятельности розничных рынков в капитальные строения), внесенный депутатами Государственной Думы Г.В. Куликом, Н.В. Панковым, И.Н. Руденским, А.Н. Хайруллиным, Н.В. Школкиной, И.А. Яровой, И.И. Гильмутдиновым, Э.Г. Глубоковской, В.В. Климовым, С.И. Неверовым в первом чтении.
Председатель Комитета |
И.Н. Руденский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.