Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 101742-6 "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (о переносе срока перехода деятельности розничных рынков, расположенных в малых городах и населенных пунктах, в капитальные строения), внесенному Законодательным собранием Ленинградской области
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 15 октября 2012 года (протокол N 52, пункт 96) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 101742-6 "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (о переносе срока перехода деятельности розничных рынков, расположенных в малых городах и населенных пунктах, в капитальные строения), внесенный Законодательным собранием Ленинградской области.
Пунктами 1-3 статьи 1 проекта предлагается продлить до 1 января 2020 года сроки вступления в силу переходных положений статьи 24 Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" в отношении иных розничных рынков, находящихся на территориях населенных пунктов с численностью населения до 100 тысяч человек, а именно требований по переводу временных сооружений в капитальные здания на розничных рынках.
Согласно пояснительной записке, законопроект инициирован с целью сохранения на территории Российской Федерации розничных рынков и возможности реализации продукции агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса напрямую товаропроизводителями.
Вместе с тем в соответствии с частью 4 статьи 24 Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ указанные требования, установленные в отношении сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков независимо от мест их нахождения, применяются с 1 января 2015 года.
Таким образом, юридические лица, которым принадлежат розничные рынки, уже имеют отсрочку на перевод временных сооружений в капитальные здания до 1 января 2015 года.
Предлагаемые же проектом изменения отсрочат применение указанных требований к собственникам (управляющим компаниям) до 1 января 2020 года в отношении всех розничных рынков, находящихся на территориях населенных пунктов с численностью населения до 100 тысяч человек, что отрицательно скажется на санитарной и технической безопасности этих объектов, а также правах потребителей.
Кроме того, необходимо учитывать, что большинство сельских и городских поселений на территории Российской Федерации имеют численность населения до 100 тысяч человек.
Таким образом, в случае принятия проекта, будет приостановлено до 1 января 2020 года действие Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ на значительной части территории страны.
Необходимо отметить, что продление переходного периода, в течение которого для торговли на рынках могут использоваться временные сооружения, не аргументировано, и необоснованно откладывает реализацию норм Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ, направленных на создание на розничных рынках условий торговли, в полной мере отвечающих требованиям по защите жизни, здоровья людей, общественной безопасности и прав потребителей.
Помимо вышесказанного, необходимо отметить, что сама ситуация с проблемой перевода розничных рынков в капитальные строения требует более пристального внимания и обсуждения, так как в результате это может привести к неисполнению Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ.
Считаем, что для решения этой проблемы, возможно внести изменения, предусматривающие обязанность собственников передавать рынки в муниципальную собственность (и механизм такой передачи), в случае неисполнения собственниками рынков указанных требований в установленный законом срок.
По мнению Комитета, сами по себе финансовые трудности отдельных управляющих компаний (собственников рынков) не могут являться основанием для переноса сроков, установленных статьей 24 Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ, так как в стратегической перспективе перенос этих сроков увеличивает риски по защите жизни и здоровья людей, общественной безопасности и прав потребителей при торговле на розничных рынках.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления проект федерального закона N 101742-6 в представленной редакции не поддерживает и рекомендует Государственной Думе данную законодательную инициативу отклонить.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.