Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 329301-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Проект) разработан в целях реализации правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросу соответствия Конституции Российской Федерации содержания статей 3.5, 3.13, 5.38, 20.2, 20.2.2, 20.18 и 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) и статей 5 и 8 Федерального, закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ), изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.02.2013 N4-П "По делу о проверке конституционности Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э.В. Савенко" (далее - Постановление).
Постановлением (пункт 4) был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации подпункт "г" пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 65-ФЗ) в той мере, в какой он предполагает наступление гражданско-правовой ответственности организатора публичного мероприятия - в случае неисполнения им обязанностей, предусмотренных частью 4 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ, - за вред, причиненный участниками публичного мероприятия, вне зависимости от проявления им надлежащей заботы о поддержании общественного порядка и отсутствия его вины в причинении такого вреда.
Также Постановлением (пункт 6) был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации подпункт "а" пункта 4 статьи 2 Федерального закона N 65-ФЗ в части, наделяющей органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации полномочием определять единые специально отведенные или приспособленные для проведения публичных мероприятий места, в той мере, в какой им - вопреки вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям определенности, ясности и недвусмысленности правового регулирования - нормативно не закрепляются критерии, обеспечивающие соблюдение равенства юридических условий реализации гражданами права на свободу мирных собраний при определении органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации специально отведенных или приспособленных для проведения публичных мероприятий мест, чем порождается возможность его неоднозначного истолкования, а следовательно, и произвольного применения.
Кроме того, Постановлением (пункт 7) были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации взаимосвязанные положения пунктов 3, 6 -10 статьи 1 Федерального закона N 65-ФЗ в части, устанавливающей за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.38, 20.2, 20.2.2, 20.18 и частью 4 статьи 20.25 КоАП, минимальные размеры штрафов для граждан - от десяти тысяч рублей и для должностных лиц - от пятидесяти тысяч рублей, в той мере, в какой они в системе действующего правового регулирования не допускают назначение административного наказания ниже низшего предела соответствующей административной санкции, что не позволяет правоприменителю наиболее полно учесть характер совершенного правонарушения, имущественное положение правонарушителя, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации ответственности обстоятельства и тем самым обеспечить назначение справедливого и соразмерного наказания.
Помимо этого, постановлением (пункт 8) были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации взаимосвязанные положения пунктов 4, 7, 8, 9 и 10 статьи 1 Федерального закона N 65-ФЗ, предусматривающие в КоАП обязательные работы в качестве вида административного наказания за нарушения, связанные с организацией либо проведением собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования или организацией массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекшие нарушение общественного порядка, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования назначение данного вида административного наказания допускается не только в случае причинения вреда здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц либо при наступлении иных подобных последствий, но и при одном лишь формальном нарушении установленного порядка организации или проведения публичных мероприятий, а также других административных норм.
С целью реализации изложенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации предлагается внести следующие изменения в КоАП и Федеральный закон N 54-ФЗ.
Статью 4.1 КоАП предлагается дополнить частью 3.2, наделяющей суд при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.38, 20.2, 20.2.2, 20.18 и частью 4 статьи 20.25 КоАП, правом назначать правонарушителям наказание ниже низшего предела, установленного санкциями статей Особенной части КоАП. Такая новация позволит правоприменителю при привлечении к административной ответственности более полно учитывать характер совершаемых правонарушений, имущественное положение правонарушителей, а также иные обстоятельства, имеющие существенное значение для индивидуализации ответственности, обеспечивая тем самым назначение правонарушителям справедливого и соразмерного наказания.
Исключение привлечения к обязательным работам из санкций статей 20.2 (частей 1-3 и 5) и 20.18 КоАП объясняется тем, что эти статьи не содержат составов административных правонарушений, связанных с причинением вреда здоровью человека и (или) имуществу физических и (или) юридических лиц.
Часть 6 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ Проектом излагается в редакции, которая допускает возложение на организатора публичного мероприятия гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный участниками публичного мероприятия, лишь в случае неисполнения им обязанностей по соблюдению порядка организации либо проведения публичных мероприятий, если неисполнение данных обязанностей повлекло нарушения общественного порядка, результатом которых стало причинение вреда здоровью человека и (или) имуществу физических и (или) юридических лиц.
В части 1.1 статьи 8 Федерального закона N 54-ФЗ исключается упоминание о предельной величине минимальной численности граждан (100 человек), участвующих в публичных мероприятиях. При этом она дополняется указанием на необходимость выполнения субъектом Российской Федерации требований к местам, специально отводимым для организации публичных мероприятий, указанных в части 1.2 статьи. Сами эти требования предлагается расширить, включив в их перечень требование о необходимости обеспечения возможности проведения публичных мероприятий в каждом поселении (населенном пункте), городском округе и муниципальном районе субъекта Российской Федерации.
Указанные изменения позволят соблюсти вытекающие из Конституции Российской Федерации требования определенности, ясности и недвусмысленности правового регулирования этой области общественных отношений, а также нормативно закрепить критерии, обеспечивающие соблюдение равенства юридических условий реализации гражданами права на свободу мирных собраний при определении органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации специально отведенных или приспособленных для проведения публичных мероприятий мест, исключив тем самым возможность неоднозначного истолкования норм Федерального закона N 54-ФЗ и их произвольного применения.
Изменения, предусмотренные подпунктом "д" пункта 3 статьи 1 Проекта, являются редакционной правкой части 7 статьи 20.2 КоАП, в которой отсутствует прямое упоминание о гражданах.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "подпунктом "д" пункта 3 статьи 1 Проекта" следует читать "подпунктом "д" пункта 2 статьи 1 Проекта"
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи проектом федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"
В связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"
В связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" не потребуется принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.