Заключение Комитет Совета Федерации Федерального Собрания РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера от 24 июня 2013 г. N 3.2-05/846
на проект федерального закона N 156255-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оповещения и информирования населения"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оповещения и информирования населения" (далее - Федеральный закон) (проект N 156255-6), принятый Государственной Думой 18 июня 2013 года, и отмечает следующее.
Целью Федерального закона является создание правовых условий для совершенствования и повышения эффективности существующей системы реагирования на угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и возникающие чрезвычайные ситуации, а также - дополнительных условий для своевременного оповещения и оперативного информирования населения об опасностях при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий.
Для этого Федеральным законом вносятся изменения в Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-I "О средствах массовой информации", Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральный закон от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи".
Так, Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" дополнен положениями, раскрывающими содержание понятий "оповещение населения о чрезвычайных ситуациях", "информирование населения о чрезвычайных ситуациях", "комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций", "зона экстренного оповещения населения". При этом организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и информирование населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе экстренного оповещения населения, закрепляется в качестве одной из основных задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Федеральный закон уточнил установленный статьей 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выделив в отдельный пункт в связи с особой важностью осуществление информирования населения о чрезвычайных ситуациях, а также создание и поддержание в постоянной готовности систем оповещения и информирования (для органов местного самоуправления - муниципальных систем оповещения и информирования) населения о чрезвычайных ситуациях.
Статья 8 Федерального закона "О гражданской обороне", содержащая перечень полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны, дополнена полномочиями по обеспечению своевременного оповещения населения, в том числе экстренного оповещения населения, об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Следует отметить, что Федеральный закон, внося соответствующие изменения в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федеральный закон "О гражданской обороне", устанавливает обязанность органов местного самоуправления не только, как и раньше, поддерживать системы оповещения и информирования населения в постоянной готовности, но и новую обязанность создавать муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
Указанные новые полномочия органов местного самоуправления не предусмотрены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
Вместе с тем, в соответствии со статьей 19 Федерального закона N 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами, по вопросам, не отнесенным Федеральным законом N 131-ФЗ к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. А финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. При этом федеральный закон, предусматривающий наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должен содержать способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета для осуществления соответствующих полномочий.
Федеральный закон, устанавливая новые, не отнесенные Федеральным законом N 131-ФЗ к вопросам местного значения полномочия органов местного самоуправления создавать муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, не соответствует указанным выше требованиям Федерального закона N 131-ФЗ.
В целом же положения Федерального закона корреспондируются с положениями Указа Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций" и будут способствовать обеспечению согласованных и эффективных действий органов государственной власти, местного самоуправления и организаций при возникновении угрозы или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также ведения военных действий.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации, поскольку не содержит вопросы, перечисленные в статье 106 Конституции Российской Федерации.
С учетом изложенных выше замечаний Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оповещения и информирования населения".
Председатель Комитета |
С.М. Киричук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.