Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 18 декабря 2012 г. N 3.5-03/1498
на проект федерального закона N 102334-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета" (далее - Федеральный закон), внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет отмечает следующее.
Федеральным законом в целях сохранения макроэкономической стабильности, долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации, сокращения зависимости доходной части федерального бюджета от нефтегазовых доходов предусматривается совершенствование механизма использования нефтегазовых доходов.
В настоящее время Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) до 1 января 2015 года введен временный порядок использования нефтегазовых доходов, а также средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, который ежегодно определяется при рассмотрении федерального закона о федеральном бюджете и его изменений на очередной финансовый год и плановый период.
Рассматриваемым Федеральным законом, со дня его официального опубликования, в Кодексе закрепляется на постоянной основе новый порядок использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, который предусматривает сохранение дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния при благоприятной внешней ценовой конъюнктуре и компенсацию потерь федерального бюджета за счет средств Резервного фонда при ее ухудшении, а также введение "бюджетных правил", ограничивающих зависимость расходов федерального бюджета от текущей (конъюнктурной) цены на нефть.
Согласно "бюджетному правилу" предельный объем расходов федерального бюджета не может превышать суммы доходов федерального бюджета (без учета дополнительных нефтегазовых доходов) и расчетного (при базовой цене на нефть) дефицита федерального бюджета, не превышающего 1 процент прогнозируемого объема валового внутреннего продукта.
Под базовой ценой на нефть на очередной финансовый год и плановый период понимается средняя цена на нефть за один баррель за пятилетний период для очередного финансового года (шестилетний и семилетний периоды для первого и второго года планового периода соответственно), с ежегодным увеличением расчетного периода на один год до достижения им десяти лет.
Дополнительные нефтегазовые доходы федерального бюджета, определяются как разница между нефтегазовыми доходами, рассчитанными исходя из прогнозируемой на соответствующий финансовой год цены на нефть, и нефтегазовыми доходами, рассчитанными исходя из базовой цены на нефть.
В случае, если фактическая цена на нефть превышает базовую, дополнительные нефтегазовые доходы федерального бюджета будут направляться в Резервный фонд до достижения им нормативной величины или на покрытие дефицита федерального бюджета, если это предусмотрено федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
При этом, в целях адаптации расходов федерального бюджета к изменяющимся условиям на сырьевых рынках, предусматривается, что если среднегодовая цена на нефть за последние три года (включая текущий финансовый год) определялась на уровне, не превышающем базовую цену на нефть, то при формировании бюджета базовая цена на нефть рассчитывается в размере среднегодовой цены на нефть за указанный трехлетний период.
Согласно Федеральному закону устанавливается нормативная величина Резервного фонда на уровне 7 процентов от валового внутреннего продукта.
Комитет обращает внимание, что ранее нормативная величина Резервного фонда составляла 10 процентов от валового внутреннего продукта.
Кроме того, предусматривается, что после достижения нормативной величины Резервного фонда, не более половины дополнительных нефтегазовых доходов могут направляться на финансирование инфраструктурных и других приоритетных проектов с ограниченным сроком их реализации, с одновременным уменьшением объема дополнительных нефтегазовых доходов, перечисляемых в Фонд национального благосостояния.
Также Федеральным законом предусматривается, что в случаях предусмотренных законом (решением) о бюджете и в пределах поступлений отдельных видов неналоговых доходов, расходы соответствующих бюджетов могут быть увязаны с их доходами.
В целях пополнения доходной части федерального бюджета продлевается до 1 января 2016 года действие нормы Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации" о перечислении в федеральный бюджет 75 процентов прибыли Центрального банка Российской Федерации.
При рассмотрении Федерального закона Комитетом коррупциогенных факторов не выявлено.
Учитывая вышеизложенное, а также, что введение нового механизма использования нефтегазовых доходов будет способствовать решению задачи снижения зависимости федерального бюджета от конъюнктурных доходов, поставленной в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012 - 2014 годах, Комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета".
Председатель Комитета |
Е.В. Бушмин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.