Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 25 сентября 2012 г. N 3.8-03/1385
по проекту федерального закона N 105107-6 "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2011 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2011 год", принятый Государственной Думой 21 сентября 2012 года.
Федеральным законом утверждается отчет об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) за 2011 год. В состав консолидированной бюджетной отчетности Фонда включены: отчеты 83 его региональных отделений, отчет центрального аппарата Фонда и отчеты 12 Центров реабилитации, подведомственных Фонду.
Федеральный закон от 8 декабря 2010 года N 334-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (далее - Закон) исполнялся без внесения в него изменений. Исполнение Закона осуществлялось по предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации единым правилам.
В соответствии со статьей 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации вносились изменения в сводную бюджетную роспись, увеличивающие на 48,6 млрд. рублей (10,6%) расходы на исполнение нормативных обязательств.
Бюджет Фонда в 2011 году исполнен с превышением доходов над расходами в размере 61,0 млрд. рублей, в том числе с профицитом по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 12,3 млрд. рублей. В части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством дефицит бюджета Фонда составил 26,7 млрд. рублей, что свидетельствует о несбалансированности собственных доходов и расходных обязательств Фонда по этому виду социального страхования.
По состоянию на 1 января 2012 года сложилась задолженность Фонда перед страхователями в следующих объемах: по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 37,9 млрд. рублей; по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 2,0 млрд. рублей. Эти суммы подлежат возмещению страхователям в 2012 году.
По доходам бюджет Фонда исполнен в сумме 558,6 млрд. рублей или на 121,7% от бюджетных назначений, включая средства плательщиков в сумме превышения произведенных ими расходов в 2011 году на выплату страхового обеспечения над суммой страховых взносов, подлежащих уплате, в размере 3,8 млрд. рублей (они подлежат возврату плательщикам в 2012 году).
Доходы от страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составили 313,6 млрд. рублей или 102,0% к бюджетным назначениям, что на 70,2 млрд. рублей или на 28,8% больше по сравнению с 2010 годом.
Уровень сбора страховых взносов и недоимки по данному виду страхования в 2011 году составил - 98,7%, при плановом - 97,5%. Средний тариф страховых взносов составил 2,87 процента (на 0,02 процентных пункта выше планового назначения).
Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые зачислены в доход, составили 71,5 млрд. рублей или 103,2% от бюджетных назначений, что обусловлено фактическим ростом на 6,9% фонда заработной платы, на который начисляются страховые взносы в сравнении со значениями, примененными в расчетах.
Коэффициент полноты сбора страховых взносов по данному виду страхования фактически сложился 97,6%, что на 0,6 процентных пункта выше запланированного и снизился по отношению к 2010 году на 0,2 процентных пункта. Среднеотраслевой тариф страховых взносов составил 0,52%, что на 0,01% выше планового и уровня 2010 года.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2011 года N 390 в 2011 году Фондом были размещены средства резерва по данному виду страхования, в результате чего в доходы бюджета было зачислено 76,4 млн. рублей.
На 100,4% (6,0 млрд. рублей) выполнены бюджетные назначения по поступлению налогов на совокупный доход. При снижении на 26% числа страхователей, применяющих специальные налоговые режимы в сравнении с 2010 годом, возросла обеспеченность их расходов собственными доходами до 73% (в 2010 году этот показатель составлял 31,4%).
Прочие неналоговые доходы составили 4,0 млрд. рублей, в том числе поступления капитализированных платежей - 0,4 млрд. руб. (110,8% от бюджетных назначений), прочие неналоговые поступления составили 3,6 млрд. рублей.
Доходы от поступления сумм штрафов, санкций и возмещение ущерба по взносам в Фонд - 131,1 млн. рублей или 106,2% от утвержденных показателей.
Перечисления средств федерального бюджета бюджету Фонда составили 145,9 млрд. рублей, в том числе: на покрытие дефицита его бюджета - 65,4 млрд. рублей; в связи с исполнением государственных функций - 75,1 млрд. рублей; на компенсацию выпадающих доходов бюджета в связи с установлением пониженных тарифов - 5,4 млрд. рублей.
Средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, а также диспансерного наблюдения ребёнка в течение первого года жизни перечислены в сумме 17,99 млрд. руб. (100% от бюджетных назначений).
В 2011 году межбюджетные трансферты бюджету Фонда составили 163,9 млрд. рублей, или 29,3% от общего объема его доходов (в 2010 году - 27,3%).
Расходы Фонда составили 497,6 млрд. руб. (108,9% к бюджетным назначениям и 98,4% от ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью), в том числе на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 350,8 млрд. руб. (112,8% от бюджетных назначений и 101,0% к установленным бюджетной росписью).
Расходы по разделам: пособия по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (100,2%), пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию (101,5%); бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства (99,1%), пособия при рождении ребенка 100,1%; единовременные пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (99,3%) были осуществлены с незначительными отклонениями от плановых показателей.
В рамках проводимой государственной демографической политики расходы возросли в опережающем порядке и составили 238,8 млрд. рублей или более половины всех публичных нормативных обязательств. По сравнению с 2010 годом рост составил почти 30 млрд. рублей.
При этом расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составили 151,7 млрд. рублей. (111,5% от бюджетных назначений и 101,6% от ассигнований, предусмотренных бюджетной росписью), что ниже уровня 2010 года на 16,9%.
Снижение указанных расходов относительно 2010 года произошло в связи с внесенными изменениями в законодательство, снижением общего числа оплаченных дней с 392,6 млн. в 2010 году до 360,8 млн. в 2011 году, а также за счет снижения среднедневного размера пособия на 44,3 рубля.
Расходы на выплату пособий по материнству и детству за счет средств Фонда выросли по сравнению с 2010 годом на 15,5% и составили 185,5 млрд. рублей (что составляет 115,9% к показателям Закона и 100,8% к показателям сводной бюджетной росписи).
Расходы Фонда на выплату пособий по беременности и родам составили 75,6 млрд. рублей (119,6% от бюджетных назначений Закона и 100,2% к бюджетной росписи). Такой рост расходов по данному виду пособий относительно показателей, установленных Законом, обусловлен фактическим увеличением числа оплаченных дней на 8,5%, а также законодательно предоставленной возможностью выбора для застрахованных более выгодного для них способа исчисления пособий, что привело к удорожанию на 28,6 рубля размера среднедневного пособия.
Расходы на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет составили 93,6 млрд. рублей или 115,4% к Закону и 101,5% к показателям бюджетной росписи, по сравнению с 2010 годом выросли на 18,3%. Это объясняется увеличением в 2011 году на 1,4 млн. числа выплат, а также законодательно предоставленным правом выбора выгодного способа исчисления данного вида пособий.
Расходы на выплату пособий по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили 59,98 млрд. рублей, что на 5,2% ниже показателей, установленных Законом и бюджетной росписью (по отношению к 2010 году показатель вырос на 9,3%). В том числе:
по временной нетрудоспособности - 2,5 млрд. рублей или 73,1% от бюджетных назначений (объясняется фактическим уменьшением числа оплаченных дней по временной нетрудоспособности и снижением среднего размера дневного пособия на 75,5 рубля по сравнению с расчетными);
на единовременные страховые выплаты - 654,9 млн. рублей или 83,4% от бюджетных назначений (в связи со снижением числа зарегистрированных несчастных случаев и профессиональных заболеваний в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 4 776 случаев);
на обеспечение ежемесячных страховых выплат - 38,8 млрд. рублей или 96,6% от бюджетных назначений, что связано со снижением числа получателей этих выплат на 1,3%.
Объемы финансирования по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части медицинской, социальной и профессиональной реабилитаций пострадавших, обеспечения мер по сокращению производственного травматизма сложились в сумме 11,5 млрд. руб. или 98,3% от бюджетных назначений и бюджетной росписи. Комитет отмечает результативность постепенного роста расходов на лечение застрахованных лиц непосредственно после тяжелых случаев на производстве (в 2011 году - 0,5 млрд. рублей, что на 13,6% больше, чем в 2010 году), что обеспечило увеличение на 6,6% показателя числа застрахованных, завершивших лечение и вернувшихся к труду без установления стойкой утраты трудоспособности и инвалидности. В 2011 году восстановили трудоспособность 58,3% от числа пострадавших и получивших лечение за счет средств по этому виду страхования.
Кроме того, за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2011 году проведена аттестация 579,9 тысяч рабочих мест (1,1 млрд. рублей) и оплачены периодические медицинские осмотры для 600 тысяч работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами (0,6 млрд. рублей).
В заключении Счетной палаты Российской Федерации отмечается факт выплаты в 2011 году футболистам ЗАО "Футбольный клуб "Зенит" страхового обеспечения в связи с легкими травмами в рамках страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 162,2 млн. рублей, что составило 53,3% от общих расходов Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда по данной статье. При этом указанной организацией уплачены страховые взносы из расчета 0,2% по 1 классу профессионального риска в сумме 6,2 млн. рублей. Такая практика значительно увеличивает риски формирования дефицита средств Фонда по этому виду страхования и нуждается в урегулировании.
На санаторно-курортное лечение отдельных категорий граждан, включая проезд к месту лечения и обратно, было израсходовано 3,9 млрд. рублей или 84,3% к бюджетной росписи (в 2010 году - 5,0 млрд. рублей).
Комитет отмечает, что средств федерального бюджета, выделенных на санаторно-курортное лечение, оказалось недостаточно для удовлетворения поступивших заявок от граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Путёвки получили 209,3 тысяч граждан или 44,3% (в 2010 году - 42,2%) от общего количества обратившихся граждан - 472,9 тыс. человек.
Комитет отмечает также, что на фоне постепенного снижения затрат на санаторно-курортное лечение граждан не решен вопрос по выявлению реальной потребности в этом виде государственной социальной помощи и не пересмотрен норматив по ее предоставлению, что приводит к длительному ожиданию путевок гражданами льготных категорий. Кроме того, Фондом выявлены факты ненадлежащего оказания санаторно-курортных услуг и нарушений на сумму 4,5 млн. рублей, которые подлежат возмещению в бюджет Фонда.
Фактические расходы на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации за счёт средств федерального бюджета составили 11,2 млрд. рублей (85,7% к уточненной бюджетной росписи). Всего в 2011 году в исполнительные органы Фонда обратились 753,0 тыс. инвалидов и ветеранов, из которых обеспечены 640,7 тыс. человек или 85,1% от потребности. Кроме того, в 2011 году были обеспечены техническими средствами 147300 инвалидов, чьи заявки были поданы до 1 января 2011 года. В целом в 2011 году инвалидам было выдано всех видов изделий на 23,8% больше, чем в 2010 году. Неполное использование целевых средств связано с дополнительным их выделением из федерального бюджета в ноябре 2011 года и длительностью конкурсных процедур размещения государственного заказа.
В рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" и реализации демографической политики государства Фондом продолжилось осуществление государственных функций по социальной поддержке граждан, имеющих детей.
Расходы, осуществляемые за счет средств, перечисляемых из Федерального фонда обязательного медицинского страхования, на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, а также диспансерного наблюдения ребёнка первого года жизни составили 17,3 млрд. рублей (96,1% к Закону и 88,7% к показателям сводной бюджетной росписи). Остаток средств в сумме 0,7 млрд. рублей направлен в 2012 году на эти же цели.
Расходы на содержание органов Фонда в 2011 году составили 17,7 млрд. рублей (в 2010 году - 14,8 млрд. рублей) или 97,5% от бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетной росписью, что связано с проводимой оптимизацией расходов Фонда в условиях дефицита его бюджета.
Вместе с тем, Счетная палата Российской Федерации в своем заключении отмечает две тенденции в территориальных органах Фонда по Карачаево-Черкесской Республике и Нижегородской области (осуществляющих с 1 июля 2011 года пилотный проект, связанный с переходом на прямые назначения и выплаты застрахованным лицам страхового обеспечения).
В указанных территориальных отделениях Фонда возросли расходы по статье "Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов" по сравнению с 2010 годом в 1,6 раза.
Кроме того, в связи с отменой "зачетного принципа" имеет место увеличение суммы страховых взносов, подлежащих перечислению в бюджет Фонда. Так текущая задолженность по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Нижегородском региональном отделении Фонда увеличилась в 11 раз, в том числе недоимка в 5,6 раза; в Карачаево-Черкесском региональном отделении соответственно в 3,7 раза и в 3 раза.
Комитет отмечает, что по-прежнему отсутствует закон о Фонде. Кроме того, в течение 2011 года не приняты меры по восстановлению средств страхового резерва по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний в сумме 30,5 млрд. рублей, которые были направлены в 2010 году на покрытие дефицита бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В целом, на финансовое обеспечение 21 публичного нормативного обязательства перед гражданами Фондом израсходовано 433,96 млрд. рублей, что составляет 87,2% от всех его расходов и на 0,5% выше, чем в 2010 году. Указанные расходы исполнены на 108,9% к Закону и на 99,6% к показателям бюджетной росписи.
В 2011 году Фонд обеспечил выполнение всех возложенных на него обязательств по двум видам обязательного социального страхования и делегированных государственных функций.
При рассмотрении Федерального закона коррупциогенных факторов не выявлено.
В своем заключении Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
В заключении Счетной палаты Российской Федерации подтверждены все показатели отчета Фонда об исполнении его бюджета в 2011 году.
Данный Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2011 год", принятый Государственной Думой 21 сентября 2012 года.
Председатель Комитета |
В.В. Рязанский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.