Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 105107-6 "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2011 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет по бюджету и налогам рассмотрел внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2011 год", и с учетом заключений Счетной палаты Российской Федерации, комитетов Государственной Думы и Совета Федерации отмечает следующее.
Исполнение бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 334-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (далее - Закон о бюджете Фонда).
Внесение изменений в Закон о бюджете Фонда в течение 2011 года не осуществлялось.
Исполнение основных показателей бюджета Фонда в 2011 году сложилось в следующих объемах:
(млн. рублей) | |||
Показатели |
Утверждено |
Исполнено |
% исполнения |
ДОХОДЫ |
458 819,5 |
558 594,7 |
121,7 |
по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
311 087,3 |
393 068,1 |
126,3 |
из них средства федерального бюджета: - на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов |
5 370,0 |
5 370,0 |
100,0 |
- на покрытие дефицита бюджета Фонда в 2010 году |
- |
38 075,3 |
- |
- на покрытие дефицита бюджета Фонда в 2011 году |
- |
27 326,5 |
- |
по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
65 219,5 |
72 322,2 |
110,8 |
трансферты из федерального бюджета на выполнение Фондом государственных функций |
64 512,7 |
75 138,7 |
116,4 |
трансферты из бюджета ФОМС на выполнение Фондом государственных функций |
18 000,0 |
18 000,0 |
100,0 |
РАСХОДЫ |
456 874,6 |
497 569,0 |
108,9 |
по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
311 055,0 |
350 757,4 |
112,7 |
по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
63 306,9 |
59 985,0 |
94,8 |
за счет трансфертов из федерального бюджета на выполнение Фондом государственных функций |
64 512,7 |
69 537,5 |
107,7 |
за счет трансфертов из бюджета ФОМС на выполнение Фондом государственных функций |
18 000,0 |
17 289,0 |
96,0 |
ПРОФИЦИТ |
1 944,9 |
61 025,6 |
- |
по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
32,3 |
42 310,7 |
- |
по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
1 912 ,6 |
12 337,2 |
- |
по трансфертам из федерального бюджета на выполнение Фондом государственных функций |
- |
5 661,2 |
- |
по трансфертам из бюджета ФОМС на выполнение Фондом государственных функций |
- |
716,6 |
- |
В 2011 году исполнение бюджета Фонда по доходам в сумме 558 594,7 млрд. рублей превысило утвержденные Законом о бюджете Фонда показатели на 99,8 млрд. рублей и на 94,8 млрд. рублей объем доходов бюджета Фонда в 2010 году.
Такое увеличение объема доходов обусловлено поступлением средств федерального бюджета на покрытие дефицита Фонда в сумме 65,4 млрд. рублей и налогов на совокупный доход за предыдущие налоговые периоды в сумме 6,0 млрд. рублей, не предусмотренных Законом о бюджете Фонда, а также ростом объема страховых взносов на 15,8 млрд. рублей.
Общий объем межбюджетных трансфертов составил в 2011 году 163,9 млрд. рублей, или 186,5% к утвержденным бюджетным назначениям и 29,3% от общего объема доходов Фонда в 2011 году (в 2010 году это соотношение составляло 23,8% и в 2009 году - 33,7%).
Трансферты из федерального бюджета составили 145,9 млрд. рублей или 26,1% от доходов бюджета Фонда (в 2010 и в 2009 годах соответственно 23,5% и 29,8%).
Расходы бюджета фонда в 2011 году, сложившиеся в объеме 497,6 млрд. рублей, превысили установленные Законом о бюджете Фонда показатели на 40,7 млрд. рублей и уровень 2010 года на 6,4 млрд. рублей.
В целом бюджет Фонда за 2011 год исполнен с превышением доходов бюджета Фонда над расходами в сумме 61,0 млрд. рублей.
При этом следует отметить, что сформировалась задолженность Фонда перед страхователями, образовавшаяся по состоянию на 1 января 2012 года, которая составляет по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 37,9 млрд. рублей и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 2,0 млрд. рублей. Данная задолженность подлежит возмещению страхователям в 2012 году.
По обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством доходы бюджета Фонда превысили прогнозные показатели на 82,0 млрд. рублей и объем поступлений в 2010 году на 73,7 млрд. рублей. Расходы увеличились по сравнению с утвержденными показателями на 39,7 млрд. рублей и сократились на 2,9 млрд. рублей по сравнению в 2010 годом.
По данному виду страхования в ходе исполнения бюджета Фонда в связи с изменением законодательства сложился дефицит в сумме 26,67 млрд. рублей, на покрытие которого были направлены средства федерального бюджета в сумме 27,3 млрд. рублей, в том числе:
- 11,3 млрд. рублей (вследствие непринятия предложения Правительства Российской Федерации об увеличении стажевых порогов при выплате пособий по временной нетрудоспособности при изменении порядка расчета пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством);
- 16,0 млрд. рублей (в связи с предоставлением права выбора в 2011 -2012 годах застрахованным гражданам наиболее выгодных условий назначения и исчисления пособий по материнству исходя из законодательства, действовавшего в 2010 году, либо из законодательства, вступившего в силу с 2011 года).
Кроме того, в 2011 году на покрытие дефицита бюджета Фонда, сформировавшегося по итогам исполнения бюджета Фонда за 2010 год, было направлено из федерального бюджета 38,1 млрд. рублей.
Указанные средства были предусмотрены в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" с учетом внесенных в него изменений в июне и ноябре 2011 года.
Исполнение бюджета Фонда осуществлялось в 2011 году в условиях увеличения базы для начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по сравнению с расчетной на 112,9 млрд. рублей и в условиях перехода к новому порядку расчета пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, принятого для оптимизации расходов бюджета Фонда и обеспечения его сбалансированности.
Это обеспечило поступление в бюджет Фонда страховых взносов по данному виду страхования в объеме 313,56 млрд. рублей, что на 9,0 млрд. рублей выше уровня предусмотренного Законом о бюджете Фонда и на 70,1 млрд. рублей больше поступлений страховых взносов в 2010 году.
Также на увеличение поступлений страховых взносов повлиял переход в 2011 году страхователей, применяющих специальные налоговые режимы, на уплату страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по общему тарифу. Это значительно повысило обеспеченность расходов по данной категории плательщиков доходами, которая в 2011 году составила 73,0%, в то время как в 2010 году она составляла только 31,4 процента.
Пособия по временной нетрудоспособности выплачены в 2011 году в сумме 151,7 млрд. рублей и превысили утвержденные законом показатели на 13,3 млрд. рублей и сократились по сравнению с 2010 годом на 30,8 млрд. рублей, или на 16,9 процента, что явилось результатом осуществления мер по повышению сбалансированности бюджета Фонда.
В обеспечение поставленной в Бюджетном послании Президента задачи по закреплению положительных результатов демографической политики в 2011 году в опережающем порядке возросли расходы, связанные с материнством и детством. Они составили 238,8 млрд. рублей или более половины всех публичных нормативных обязательств и увеличились по сравнению с 2010 годом почти на 30 млрд. рублей.
Расходы по материнству и детству, осуществляемые за счет средств Фонда (по гражданам, подлежащим страхованию), составили 185,5 млрд. рублей и превысили произведенные расходы в 2010 году на 25 млрд. рублей или на 15,5 процента.
За счет средств федерального бюджета в 2011 году Фондом осуществлены выплаты 13,5 млн. пособий по материнству и детству незастрахованным гражданам в сумме 54,4 млрд. рублей
Осуществление Фондом за счет трансфертов из ФФОМС оплаты услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи в сумме 17,3 млрд. рублей позволило оказать услуги почти 3,3 миллионам женщинам на амбулаторно-поликлиническом этапе и в период родов и послеродовом периоде. При этом следует отметить, что остатки указанных средств на конец года увеличились и составили 2,2 млрд. рублей или 12,2% от общего объема средств, перечисленных из бюджета ФФОМС в 2011 году.
По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний поступление страховых взносов 2011 году составило 71,5 млрд. рублей с превышением утвержденных показателей на 6,8 млрд. рублей и уровня 2010 года на 9,3 млрд. рублей, что обусловлено в основном ростом фонда заработной платы, на который начисляются страховые взносы (почти на 7,0%).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2011 г. N 390 "Об утверждении Правил формирования, размещения и расходования резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2011 году" Фондом осуществлено размещение в четырех коммерческих банках средств резерва в сумме 7,4 млрд. рублей в августе - сентябре 2011 года. Доход от инвестирования, который Законом о бюджете Фонда не предусматривался, составил 0,08 млрд. рублей.
В структуре расходов по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 67,3% приходится на ежемесячные страховые выплаты (38,8 млрд. рублей), 4% - на выплату пособий по временной нетрудоспособности (2,5 млрд. рублей) и 20,1% - на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний.
При этом по сравнению с 2010 годом в большей степени возросли расходы на ежемесячные страховые выплаты и расходы на реабилитацию пострадавших и обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний.
В результате исполнения бюджета Фонда по данному виду страхования остатки средств на конец отчетного периода с учетом исполнения за предыдущие годы составили 31,8 млрд. рублей млрд. рублей, из них средства резерва на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 12,8 млрд. рублей.
В 2011 году Фондом осуществлялась планомерная деятельность по безусловному исполнению всех законодательно установленных обязательств государства по выплате социальных пособий и компенсаций в соответствии с требованиями Бюджетного послания Президента Российской Федерации.
Основную долю расходов Фонда (87,2%) составило финансовое обеспечение 21 публичного нормативного обязательства в сумме 434,0 млрд. рублей, что превысило утвержденные Законом о бюджете Фонда объемы на 35,4 млрд. рублей.
Вместе с тем, не в полной мере реализованы возможности Фонда в части реализаций государственных полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и оказанию государственной социальной помощи по санаторно-курортному лечению отдельных категорий граждан в связи с недостаточностью выделяемых на эти цели средств федерального бюджета и выделением значительных дополнительных средств в конце года.
В 2011 году на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, израсходовано 11,2 млрд. рублей или 160,8% к утвержденным показателям (с учетом дополнительно выделенных средств из федерального бюджета в сумме 6,1 млрд. рублей и остатков в результате неполного использования выделенных средств в 2010 году). Это позволило выполнить 94,1% поступивших от инвалидов заявок с учетом компенсаций за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации. При этом остаток неизрасходованных средств на конец года составил 1,88 млрд. рублей или 14,3% от поступивших из федерального бюджета средств.
Расходы на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, составили 4,0 млрд. рублей и сократились по сравнению с 2010 годом на 1,0 млрд. рублей. Это позволило приобрести 209,3 тыс. путевок (в 2010 году - 238,0 тысяч путевок) на санаторно-курортное лечение гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, обеспечив 44,4% от общего количества обратившихся граждан. При этом неиспользованные средства на конец года составили 0,7 млрд. рублей или 16,3% средств, поступивших из федерального бюджета.
На фоне постоянно снижающихся затрат на санаторно-курортное лечение не решен вопрос по выявлению реальной потребности в данном виде государственной социальной помощи и не определены меры по обеспечению льготных категорий граждан данной помощью в полном объеме.
В рамках действующего законодательства в части размеров тарифов страховых взносов (ставки ЕСН), зачисляемых в бюджет Фонда, формирование и исполнение бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется с постоянным профицитом, а по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с дефицитом, который с 2009 года покрывается за счет средств федерального бюджета, а в 2010 году также за счет накопленных средств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (в сумме 30,5 млрд. рублей).
В результате принимаемых мер по обеспечению поставленной Президентом Российской Федерации задачи по ограничению и последовательному снижению размеров дефицита бюджетов в 2011 году отмечается снижение общего объема средств, направляемых на покрытие дефицита по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по сравнению с 2010 годом на 32,9 млрд. рублей.
При этом следует отметить, что в условиях дефицита бюджета Фонд, являясь администратором доходов, не использовал в полном объеме потенциальных возможностей увеличения доходной базы Фонда за счет увеличения взыскания в полном объеме просроченной задолженности страхователей по страховым взносам. К концу 2011 года недоимка увеличилась по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и составила 5,0 млрд. рублей и по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и материнству - 1,9 млрд. рублей.
В целях обеспечения перехода на кассовое обслуживание органами Федерального казначейства исполнения бюджета Фонда с 1 июля 2011 года осуществляется реализация пилотного проекта в Карачаево-Черкесской Республике и Нижегородской области, предусматривающего переход на прямые назначения и выплаты территориальными органами Фонда застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также иных выплат социального характера.
Как отмечается Счетной палатой Российской Федерации, проверка итогов реализации пилотного проекта в 2011 году выявила необходимость проведения Фондом полной оценки финансовых и материальных затрат на проведение пилотного проекта, в том числе в части компьютерного и программного обеспечения, а также принятия мер, препятствующих росту задолженности страхователей по перечислению страховых взносов.
Счетная палата Российской Федерации в своем заключении на отчет об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2011 год подтверждает исполнение показателей бюджета Фонда, представленных в законопроекте.
С учетом изложенного Комитет рекомендует Государственной Думе утвердить годовой отчет об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2011 год и принять проект федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2011 год".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.