Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 330573-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам охраны атмосферного воздуха"
Досье на проект федерального закона
В Администрацию Приморского края поступают многочисленные обращения жителей портовых городов по вопросу загрязнения окружающей среды при открытой перегрузке на морские суда пылящих навалочных грузов (в том числе угля, свинцового и цинкового концентратов, сульфата аммония, глинозема).
В 2011 году морскими портами Приморского края было перегружено 27,6 млн тонн угля, более половины от общего объема перевалки угля (15,6 млн. тонн) перегружалось на универсальных причалах открытым способом портальными кранами с помощью грейферов.
В результате открытой перегрузки пылящих навалочных грузов в морских портах, не приспособленных для работы с данными видами грузов и расположенных в черте населенных пунктов, происходит загрязнение атмосферного воздуха вредными загрязняющими веществами, значительно ухудшается экологическая обстановка.
Анализ ситуации, сложившейся с загрязнением атмосферного воздуха угольной пылью от эксплуатации открытых угольных терминалов в других субъектах Российской Федерации, позволяет сделать вывод о наличии аналогичных проблем. В Хабаровском крае пыль с угольного терминала, расположенного в порту Ванино, загрязняет воздух в поселках Токи и Ванино, увеличивается количество людей с легочными и онкологическими заболеваниями.
При отсутствии в морских портах оборудования для закрытой перегрузки опасных пылящих навалочных грузов, с учетом возрастающего грузооборота и перспектив развития морских портов, связанных с расширением спроса на уголь в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, экологическая ситуация в портовых городах Дальнего Востока будет усугубляться и может вызвать социальную напряженность в данных населенных пунктах.
Предлагаемые изменения в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" позволят законодательно закрепить норму о перевалке в морских портах опасных пылящих навалочных грузов только с использованием специализированных перегрузочных комплексов, оснащенных герметизированным погрузочно-разгрузочным оборудованием, крытыми грузовыми складами.
Предотвратить негативное влияние пыли на организм человека также можно с помощью контроля и мониторинга максимально допустимых границ значений концентрации пыли в воздухе рабочей зоны. Такие функции выполняют специальные приборы - газоанализаторы пыли или пылемеры.
Владельцы объектов инфраструктуры морского порта должны будут обеспечить контроль уровня загрязнения атмосферного воздуха в период проведения погрузочно-разгрузочных работ на источниках выбросов и контрольных точках, установленных на границе санитарно-защитной зоны или в селитебной зоне, средствами измерения, обеспечивающими непрерывные автоматические замеры содержания пыли.
Предлагаемое изменение в статью 25 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" обяжет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, и отнесенных в соответствии с санитарной классификацией к объектам первого и второго класса, вести производственный контроль с использованием средств измерений, обеспечивающих непрерывные автоматические замеры выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ.
Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03" к объектам первого и второго класса относятся промышленные предприятия с технологическими процессами, являющимися источниками выделения производственных воздействий (химических, физических и биологических) на среду обитания и здоровье человека, в том числе, склады, причалы и места перегрузки и хранения грузов (угля, апатитного концентрата, минеральных удобрений, асбеста, извести, руд).
Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, самостоятельно, а результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются ими в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический надзор.
Поэтому законодательное закрепление нормы по осуществлению производственного контроля с использованием средств измерений, обеспечивающих непрерывные автоматические замеры выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ промышленными предприятиями первого и второго класса по санитарной классификации, позволит значительно улучшить эффективность осуществления мониторинга атмосферного воздуха и снизить негативное воздействие на окружающую среду.
Предлагаемое изменение в статью 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" касается определения условий, устанавливаемых разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Предлагаем в разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух определить условия, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха, обязательность ведения производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предоставление отчета о результатах данного контроля в сроки, определенные указанным разрешением.
Полагаем, что предлагаемые изменения федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам охраны атмосферного воздуха" позволят улучшить экологическую ситуацию не только на территории Приморского края, но и в других регионах Российской Федерации, а также обеспечить эффективный производственный контроль за охраной атмосферного воздуха хозяйствующими субъектами.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам охраны атмосферного воздуха"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам охраны атмосферного воздуха" не потребует дополнительного выделения финансовых средств из федерального бюджета, а также из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам охраны атмосферного воздуха"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам охраны атмосферного воздуха" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.