Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 25 сентября 2012 г. N 3.8-03/1383
на проект федерального закона N 107240-6 "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2011 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2011 год" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 21 сентября 2012 года (постановление N 824-6 ГД).
Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 7 июля 2012 года и принят 21 сентября 2012 года в первом чтении и в целом. Поправки в Государственную Думу членами Совета Федерации не направлялись.
Данный Федеральный закон утверждает результаты деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонд) в 2011 году, отчет и показатели по исполнению Федерального закона от 10 декабря 2010 года N 355-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (далее - Закон).
Деятельность Фонда по исполнению бюджета 2011 года в целом осуществлялась в рамках действовавшего налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации, с соблюдением норм федеральных законов и нормативных правовых актов, определивших законодательную базу системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Исполнение бюджета Фонда велось на базе сводной бюджетной росписи с учетом изменений, произведенных в соответствии с Бюджетным кодексом и по основаниям, установленным Законом.
Показатели бюджета Фонда на 2011 год, определенные Законом, в основном выполнены. Бюджет Фонда исполнен по доходам в сумме 5 255,6 млрд. рублей, что составляет 102,3% к показателю, утвержденному Законом, и по расходам - в сумме 4 922,1 млрд. рублей или 102,1% от утвержденных Законом ассигнований и 98,7% к сводной бюджетной росписи.
Общий профицит бюджета Фонда составил 333,5 млрд. рублей. В части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, бюджет за 2011 год также исполнен с профицитом в сумме 155,95 млрд. рублей, которые будут направлены на выплату пенсий, пособий и других социальных выплат.
Фондом в отчетном периоде выполнены все публичные нормативные обязательства, на исполнение которых направлено 4 595,3 млрд. рублей, что составляет 93,3% от общей суммы расходов Фонда; обеспечена своевременная выплата пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат 40 167,0 тысяч человек или 28% населения Российской Федерации; проведены намеченные мероприятия по повышению пенсий и улучшению материального положения отдельных категорий граждан.
Бюджет Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, исполнен по доходам в сумме 4 837,5 млрд. рублей или 102,5% к утвержденным показателям. Доходы по накопительной составляющей бюджета Фонда за 2011 год составили 418,1 млрд. руб.
С 1 января 2011 года увеличен тариф страховых взносов до 26% (в 2010 году 20%, в 2009 году - 14%). Согласно отчету по кассовому исполнению бюджета Фонда за 2011 год, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование поступили в сумме 2 815,3 млрд. рублей, в том числе на выплату страховой части трудовой пенсии - 2 438,7 млрд. рублей, что на 53,2% выше уровня 2010 года, и в основном обусловлено увеличением тарифа и ростом фонда заработной платы, а на выплату накопительной части трудовой пенсии - 376,6 млрд. рублей, что на 16% превышает уровень 2010 года за счет увеличения как числа лиц 1967 года рождения и моложе, так и фондов их заработной платы.
Для отдельных категорий плательщиков установлены пониженные тарифы страховых взносов, а выпадающие доходы бюджета Фонда компенсируются за счет средств Федерального бюджета (69,6 млрд. рублей).
Общая сумма межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составила 2 379,8 млрд. рублей.
Как и в предыдущие годы, объем поступлений страховых взносов не обеспечивает покрытие расходов бюджета на выплату страховой части трудовой пенсии и сбалансированность достигается за счет трансфертов федерального бюджета (на покрытие дефицита 924,4 млрд. рублей против 1 316,3 млрд. рублей в 2010 году). Однако, по итогам 2011 года обеспеченность финансирования страховой части трудовых пенсий поступившими страховыми взносами составила 74,9% против 55,0% в 2010 году (2009 год - 71,1%, 2008 год - 96,9%). Дефицит бюджета Фонда по данным средствам составил 819,4 млрд. рублей и сократился против 2010 года на 483,7 млрд. рублей.
С 2011 года организации угольной промышленности уплачивают в бюджет Фонда взносы на выплаты доплат к пенсии. Их поступление составило 1,5 млрд. рублей или 70,9% от прогнозных показателей. Низкий уровень исполнения обусловлен утверждением в феврале 2011 года меньшего, чем планировалось, числа организаций-плательщиков дополнительных взносов.
Отмечается значительный рост задолженности за 2011 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, администрируемым органами Фонда. Суммарная задолженность за расчетные периоды 2010-2011 годы составила на 1 апреля 2012 года 86,8 млрд. рублей, превысив ее объем за 2010 год в 2,2 раза; недоимка за расчетные периоды 2010-2011 годы составила на 1 апреля 2012 года 82,4 млрд. рублей, что в 2,1 раза превышает ее объем за 2010 год.
На эффективность администрирования влияют законодательно неурегулированные вопросы, в частности, органы контроля за уплатой страховых взносов наделены меньшими полномочиями, чем налоговые органы; не предусмотрена ответственность за ряд нарушений законодательства о страховых взносах; погашение задолженности по текущим платежам предусмотрено в IV очередь, после удовлетворения требований по коммунальным и эксплуатационным платежам.
В целом исполнение бюджета Фонда за 2011 год по расходам в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, составило - 4 681,6 млрд. рублей или 95,1% к общей сумме исполнения расходов (4 922,1 млрд. рублей).
На выплату трудовых пенсий 36,9 млн. получателей (+357,5 тыс. человек) использовано 3 755,3 млрд. рублей или 99,9% к расходам, утвержденным сводной бюджетной росписью. Среднегодовой рост трудовых пенсий в 2011 году составил 109,7% к уровню 2010 года. Средний размер трудовой пенсии по старости с учетом проведенных мероприятий по повышению пенсий увеличился за отчетный год на 710 рублей или 8,7% и на конец 2011 года составил 8 876,05 рублей, превысив прожиточный минимум пенсионера в 1,7 раза.
С учетом проведенных мероприятий по повышению пенсий (с 01.02. - индексация на 8,8% (план - 8,0%); с 01.08. - пересчет страховой части трудовой пенсии на основании поступивших страховых взносов или корректировка размеров пенсий) в 2011 году коэффициент замещения составил 37,7% (в 2010 году 38,4%) при среднегодовом размере трудовой пенсии по старости 8 813 рублей и номинальной начисленной среднемесячной заработной плате 23 369 рублей.
Средний размер социальной пенсии увеличился за 2011 год на 476 рублей (с 01.04. индексация на 10,27% (план 9,1%)) и составил на конец 2011 года 5 206 рублей при величине прожиточного минимума пенсионера на 2011 год в сумме 5 032 рубля. Число получателей социальной пенсии увеличилось на 89,5 тыс. человек и составило на 1 января 2012 года 2 852,7 тыс. человек.
На начало 2012 года общий уровень материального обеспечения пенсионеров из числа инвалидов и участников Великой Отечественной войны (с учетом пенсии, ЕДВ, ДЕМО) составил в среднем более 25 тыс. рублей (увеличение за 2011 год составило около 2,0 тыс. рублей); у вдов военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы, получающих две пенсии - свыше 18,7 тыс. рублей (увеличение за 2011 год - 1,5 тыс. рублей).
В соответствии с законодательством Российской Федерации с 1 апреля 2011 года размеры ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан (ЕДВ) увеличены на 6,5 процентов. Общие затраты составили 311,93 млрд. рублей.
Сумма материнского (семейного) капитала проиндексирована с 1 января 2011 года на 6,5% и составила 365 698,4 рубля.
Расходы на валоризацию расчетного пенсионного капитала, осуществляемые за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, составили 505,7 млрд. рублей, а на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии 34,5 млрд. рублей. Исходя из установленной на 2011 год величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации в размере 4 938 рублей в 66 субъектах Российской Федерации (аналогично 2010 году) и в г. Байконур территориальными органами Фонда устанавливалась и выплачивалась федеральная социальная доплата к пенсии: на начало 2012 года для 2 363,7 тыс.человек (количество получателей за 2011 год уменьшилось на 13,1%).
В целом расходы Фонда на выплаты, финансируемые за счет средств федерального бюджета, составили 1 338,1 млрд. рублей (ЕДВ, материнский семейный капитал и другие социальные выплаты).
Кассовое исполнение предоставления материнского (семейного) капитала в 2011 году составило 171,2 млрд. рублей (142,2% к показателю Закона о бюджете, или 96,5% к уточненной сводной бюджетной росписи), в том числе: на погашение задолженности по основному долгу и уплате процентов по кредитам (займам) на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты - 110,0 млрд. рублей; на улучшение жилищных условий (без привлечения кредитных организаций) - 55,7 млрд. рублей; на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных, связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов - 0,7 млрд. рублей; на предоставление единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала - 4,8 млрд. рублей.
Расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов, другие мероприятия, связанные с деятельностью Фонда, составили 81,9 млрд. рублей, что составляет 1,6% от общих расходов и соответствует уровню прошлого года.
Общий объем доходов по накопительной составляющей бюджета Фонда сложился в сумме 418,1 млрд. рублей или 99,7 % к Закону, из них общая сумма доходов, полученных от временного размещения средств пенсионных накоплений, а также доходов от реализации (погашения) активов, приобретенных за счет средств пенсионных накоплений, составила 23,5 млрд. рублей, что меньше результата прошлого года на 2,1 млрд. рублей (в 2009 году - отрицательный результат).
Расходы по накопительной составляющей составили 240,5 млрд. рублей, из них ведение специальной части индивидуальных лицевых счетов - 2,3 млрд. рублей; передача средств в негосударственные пенсионные фонды - 236,7 млрд. рублей в соответствии с заявлениями застрахованных лиц (данный фактор оказал существенное влияние на рост расходов); выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц - 1,5 млрд. рублей и средства материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной части трудовой пенсии матери, - 0,55 млрд. рублей.
Профицит по накопительной составляющей в размере 177,6 млрд. рублей направлен на увеличение пенсионных накоплений застрахованных лиц. Объем средств пенсионных накоплений на 1 января 2012 года составил 1 444,5 млрд. рублей.
Выплата накопительной части трудовой пенсии в 2011 году Фондом не производилась в связи с отсутствием федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" (принят 30 ноября 2011 года).
Комитет отмечает неэффективность действующего механизма управления пенсионными накоплениями, инвестирование страховых взносов на финансирование накопительной части трудовых пенсий и ограниченность инструментов инвестирования зачастую приводит к обесцениванию пенсионных накоплений и необходимости компенсации из средств федерального бюджета. Законодательная база нуждается в корректировке в части вопросов инвестирования и сохранности пенсионных накоплений застрахованных лиц, определения механизма возмещения убытков и мер ответственности, расширения инструментов инвестирования.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Данный Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации, поскольку затрагивает вопросы финансового регулирования.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что рассматриваемый Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
В заключении Счетной палаты Российской Федерации подтверждены все показатели, содержащиеся в отчете об исполнении бюджета Фонда.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2011 год".
Председатель Комитета |
В.В. Рязанский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.