Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 107240-6 "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2011 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2011 год", внесенный Правительством Российской Федерации, и с учетом заключений Счетной палаты Российской Федерации, комитетов Государственной Думы и Совета Федерации отмечает следующее.
Исполнение бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонда) осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2010 г. N 355-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (далее - Закон о бюджете Фонда).
Внесение изменений в Закон о бюджете Фонда в течение 2011 года не осуществлялось.
Исполнение основных показателей бюджета Фонда в 2011 году сложилось в следующих объемах:
(млн. рублей) | |||
Показатели |
Утверждено |
Исполнено |
% исполнения |
ДОХОДЫ |
5 137 380,8 |
5 255 642,6 |
102,3 |
в том числе: в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий |
4 718 121,3 |
4 837 516,6 |
102,5 |
по накопительной составляющей бюджета Фонда |
419 259,5 |
418 125,1 |
99,7 |
Из общего объема доходов межбюджетные трансферты: |
|
|
|
средства федерального бюджета: |
2 341 728,7 |
2 379 836,2 |
101,6 |
из них: - на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов |
69 550,0 |
69 550,0 |
100,0 |
- на покрытие дефицита бюджета Фонда (на выплату страховой части пенсии) |
875 930,0 |
924 410,0 |
105,5 |
- на выплату пенсий, пособий и др. социальных выплат за счет федерального бюджета |
1 396 248,7 |
1 385 876,2 |
99,2 |
средства бюджетов субъектов РФ |
4 621,7 |
4 364,5 |
94,4 |
РАСХОДЫ |
4 822 389,4 |
4 922 109,0 |
102,1 |
в том числе: в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий |
4 709 464,7 |
4 681 563,9 |
99,4 |
по накопительной составляющей бюджета Фонда |
112 924,7 |
240 545,1 |
213,0 |
Из общего объема расходов на выплату пенсий, пособий и др. социальных выплат за счет федерального бюджета |
1 396 248,7 |
1 338 074,6 |
95,8 |
ПРОФИЦИТ |
314 991,4 |
333 533,6 |
- |
в том числе: в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий |
8 656,5 |
155 952,7 |
- |
по накопительной составляющей бюджета Фонда |
306 334,9 |
177 580,9 |
- |
Исполнение бюджета Фонда в 2011 году осуществлялось в условиях установление тарифа страховых взносов в размере 26% против 20%, действовавших в 2010 году, и предельной величины базы для начисления страховых - 463 тыс. рублей (в 2010 году - 415 тыс. рублей).
Компенсация выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением для отдельных категорий плательщиков пониженных тарифов страховых взносов осуществлена в соответствии с законодательством за счет средств федерального бюджета.
В целом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2011 году поступило 2 815,3 млрд. рублей (102,9% от прогноза поступлений) с ростом к уровню 2010 года на 899,3 млрд. рублей (на 46,9%).
Сумма межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, которая составила 2 379,8 млрд. рублей, превысила утвержденные показатели на 38,1 млрд. рублей. Дополнительное выделение средств федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета Фонда и на предоставление материнского (семейного) капитала осуществлялось за счет зарезервированных средств федерального бюджета в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 24 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
По сравнению с 2010 годом объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета сократился на 264,0 млрд. рублей, и доля его в общих доходах бюджета Фонда постепенно снизилась до 45,3% в 2011 году против 57,3% в 2010 году и 60,3% в 2009 году.
В целом доходы бюджета Фонда в 2011 году сложились в сумме 5 255,6 млрд. рублей, что на 118,3 млрд. рублей больше прогнозируемых объемов, утвержденных Законом о бюджете Фонда, и на 645,5 млрд. рублей выше уровня 2010 года.
Расходы бюджета Фонда за 2011 год исполнены в сумме 4 922,1 млрд. рублей и превысили утвержденные показатели на 99,7 млрд. рублей и на 672,9 млрд. рублей объемы расходов в 2010 году.
В части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, доходов поступило на 119,4 млрд. рублей больше утвержденных прогнозных объемов и на 588,6 млрд. рублей выше уровня 2010 года (на 13,8%).
Расходы в данной части осуществлены в сумме 4 681,6 млрд. рублей, что ниже утвержденных показателей на 27,9 млрд. рублей и выше произведенных расходов в 2010 году на 502,4 млрд. рублей (на 12,0%).
В 2011 году страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии поступило 2 438,7 млрд. рублей, что на 53,2% превысило уровень 2010 года.
Общая сумма поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату страховой части трудовой пенсии; страховых взносов, определяемых исходя из стоимости страхового года, а также фиксированного платежа на эту же выплату в 2011 году обеспечила финансирование страховой части трудовых пенсий на 74,9% (в 2010 году - на 55,0%).
Дефицит бюджета Фонда на выплату страховой части трудовой пенсии составил 819,4 млрд. рублей (в 2010 году - 1 303,1 млрд. рублей).
Расходы на выплату трудовых пенсий с учетом расходов на доставку составили 3 755,3 млрд. рублей или 76,2% всех расходов Фонда.
Финансирование расходов на выплату страховой части трудовой пенсии осуществлялось за счет страховых взносов и иных доходов на обязательное пенсионное страхование, а также за счет средств федерального бюджета, передаваемых Фонду на валоризацию расчетного пенсионного капитала (505,7 млрд. рублей), в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов (3,2 млрд. рублей) и на покрытие дефицита бюджета Фонда на выплату страховой части трудовой пенсии (924,4 млрд. рублей).
Удельный вес межбюджетных трансфертов, направленных на покрытие дефицита бюджета Фонда, в общей сумме доходов в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, составил в 2011 году 19,1 процента. В 2008-2010 годах этот показатель варьировал от 8,0% до 31,0%, а до 2008 года необходимость в указанных средствах у Фонда отсутствовала.
В 2011 году в установленные сроки и в полном объеме выполнены все обязательства по выплате пенсий и пособий и мероприятия по индексации и повышению уровня пенсионного и материального обеспечения. Трудовые пенсии проиндексированы на 8,8% (при плане 8,0%); социальные пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, а также другие выплаты, размер которых зависит от роста социальных пенсий, - на 10,27% (при плане 9,1%). Осуществлен перерасчет пенсий работающим пенсионерам с учетом сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Средний размер пенсии за 2011 год увеличился на 768,8 рубля или на 8,9 процента.
Размер трудовой пенсии по старости на конец 2011 года составил 8 876,1 рубля превысив прожиточный минимум пенсионера в IV квартале 2011 года в 1,8 раза.
Средний размер социальной пенсии увеличился за 2011 год на 476 рублей и составил на конец 2011 года 5207 рублей при величине прожиточного минимума пенсионера в IV квартале 2011 года в сумме 4902 рубля.
При фактически сложившейся инфляции в 2011 году в размере 6,1% размеры ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан (ЕДВ) и сумма материнского (семейного) капитала были проиндексированы в установленные сроки на 6,5 процентов.
За счет трансфертов из федерального бюджета Фондом осуществлены расходы в сумме 1 338,1 млрд. рублей на выплаты пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, предоставление материнского (семейного) капитала, других социальных выплат и компенсаций, что составило 95,8% от утвержденных показателей и превысило уровень 2010 года на 133,7 млрд. рублей (на 11,1%).
Остатки средств федерального бюджета на конец года составили 155,4 млрд. рублей, из них на покрытие дефицита - 107,0 млрд. рублей, которые в соответствии с положением части 1 статьи 7 Федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" будут направлены в 2012 году на те же цели.
В целом остаток средств бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, увеличился за 2011 год на 156,2 млрд. рублей и составил на 1 января 2012 года 387,0 млрд. рублей.
Исполнение бюджета Фонда по накопительной составляющей за 2011 год по доходам составило 418,1 млрд. рублей с превышением на 60 млрд. рублей объема доходов в 2010 году. Расходы исполнены в сумме 240,5 млрд. рублей и превысили утвержденные показатели на 127,6 млрд. рублей. Превышение доходов над расходами в сумме 177,6 млрд. рублей направлено на увеличение пенсионных накоплений застрахованных лиц.
На накопительную часть трудовой пенсии поступило 376,6 млрд. рублей, что превысило на 16,0% уровень поступлений 2010 года, что связано с увеличением числа лиц 1967 года рождения и моложе в общей численности работающих и ростом фонда заработной платы указанной категории лиц.
Доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений, перечисленные Фонду управляющими компаниями, превысили прогнозные показатели на 23,4% и поступили в сумме 9,4 млрд. рублей
Общая сумма доходов, полученных от временного размещения средств пенсионных накоплений, составила 23,5 млрд. рублей (90,8% к прогнозным показателям).
Увеличение расходов по накопительной составляющей бюджета Фонда связано с передачей средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды по заявлениям застрахованных лиц в сумме 236,7 млрд. рублей, превышающей утвержденные показатели в 2,2 раза.
Выплата накопительной части трудовой пенсии в 2011 году Фондом не производилась в связи с отсутствием федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений".
Выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц составили 1,5 млрд. рублей (54,1% к утвержденным показателям) осуществлялись на основании постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемника умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета".
Объем средств пенсионных накоплений увеличился за отчетный период на 177,6 млрд. рублей и по состоянию на 1 января 2012 года составил 1 444,5 млрд. рублей, из них;
- 1 189,8 млрд. рублей находятся в доверительном управлении управляющих компаний, из которых 1 164,8 млрд. рублей или 97,8% находятся в государственной управляющей компании;
- 247,3 млрд. рублей не переданы в доверительное управление управляющим компаниям, из них 150,2 млрд. рублей направлены на временное размещение в разрешенные законодательством Российской Федерации виды активов.
Кроме того, переданные Фондом в негосударственные пенсионные фонды средства пенсионных накоплений составили на конец 2011 года 374,4 млрд. рублей.
Проведенные в 2011 году Фондом мероприятия по повышению уровня пенсионного обеспечения граждан обеспечили выполнение поставленной в Бюджетном послании Президента Российской Федерации задачи по безусловному исполнению всех законодательно установленных социальных обязательств государства.
В 2011 году Фондом выполнены все публичные нормативные обязательства в полном объеме, на что направлено 4 595,3 млрд. рублей или 93,3% от всех расходов бюджета Фонда, с ростом к уровню 2010 года на 485,6 млрд. рублей или на 11,8 процента. Выплачены пенсии и другие социальные выплаты 40 миллионам 167 тысячам человек или 28% процентам населения Российской Федерации.
Начиная с 2008 года, стабильность пенсионной системы обеспечивается за счет финансовой поддержки из федерального бюджета. При этом следует отметить, что доля средств, направленных из федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета Фонда, к общему объему доходов в 2011 году значительно сократилась по сравнению с 2010 годом с 28,2% до 17,5 процента.
Вместе с тем, при снижении дефицитности бюджета Фонда в 2011 году не в полной мере были обеспечены Фондом меры по администрированию страховых взносов, что привело к росту задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемым с 1 января 2010 года, в 2,2 раза, а также по страховым взносам, определяемым исходя из стоимости страхового года, в 1,67 раза.
Как и в предыдущие годы, приходится отмечать, что в 2011 году исполнение Закона о бюджете Фонда осуществлялось в отсутствие ряда законодательных актов, призванных обеспечить полное и эффективное исполнения бюджета Фонда.
До настоящего времени не принят федеральный закон, определяющий правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации с учетом современного состояния системы пенсионного обеспечения и перспектив ее развития.
Не обеспечена законодательная база для формирования профессиональных пенсионных систем. Действующая в настоящее время система досрочного пенсионного обеспечения не соответствует современным условиям рыночной экономики, социально несправедлива, так как приводит к снижению уровня пенсионного обеспечения остальных категорий получателей пенсий.
Требуют правового урегулирования вопросы, касающиеся порядка и сроков передачи управляющими компаниями средств пенсионных накоплений в Фонд в связи с прекращением договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений. В 2010 году были прекращены договоры доверительного управления с 3 управляющими компаниями.
Также имеются неурегулированные законодательством вопросы, препятствующие эффективной работе органов Фонда по администрированию страховых взносов, в частности с учетом того, что при администрировании страховых взносов органы Фонда наделены меньшими полномочиями, чем налоговые органы.
В рамках текущего и последующего контроля, осуществляемого Счетной палатой Российской Федерацией за исполнением бюджета Фонда в 2011 году, отмечен ряд нарушений действующего законодательства, в частности при размещении Фондом заказов на поставку товаров, оказанию услуг и их исполнении, в части нарушения сроков информирования Фондом застрахованных лиц о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета и передачи средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды и доверительное управление управляющим компаниям, а также не инвестирование дополнительных страховых взносов в разрешенные законодательством активы.
Счетная палата Российской Федерации в своем заключении на отчет об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2011 год подтверждает исполнение показателей бюджета Фонда, представленных в законопроекте.
С учетом изложенного, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе утвердить отчет об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2011 год и принять проект федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2011 год".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.