Официальный отзыв Верховного Суда РФ от 9 августа 2012 г. N 2-ВС-4127/12
на проект федерального закона N 108866-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления ответственности за незаконные пропаганду и рекламу наркотических средств и психотропных веществ"
Досье на проект федерального закона
Представленный проект федерального закона рассмотрен в Верховном Суде Российской Федерации в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" и пунктом "к" части первой статьи 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в части, касающейся внесения изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ).
Проектом закона предлагается дополнить УК РФ статьей 228.5., в которой установить ответственность за пропаганду либо рекламу наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, совершенные с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет").
Данная законодательная инициатива направлена на криминализацию вышеуказанных деяний, поскольку в настоящее время ответственность за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, наркотикосодержащих растений и их частей, в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет") установлена статьей 6.13 КоАП РФ.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что в настоящее время правовые нормы, направленные на противодействие пропаганде и незаконной рекламе наркотических средств и психотропных веществ, в том числе меры административной ответственности, остаются декларативными, размеры наказаний незначительны, а случаи их применения единичны.
Полагаем, что данные о незначительном количестве лиц, привлеченных к административной ответственности, в совокупности с приведенными фактами о масштабах пропаганды наркотических средств, психотропных веществ в сети "Интернет", по нашему мнению, свидетельствуют в большей степени об отсутствии должного контроля со стороны тех органов и их должностных лиц, на которых возложено исполнение, предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ.
При таких обстоятельствах сама по себе криминализация деяний без обеспечения условий для реализации принципа неотвратимости ответственности не сможет послужить гарантией противодействия этому виду правонарушений.
В качестве аргумента в пользу предлагаемых дополнений Уголовного кодекса Российской Федерации приводится опыт Франции и Германии в сфере нормативного правового регулирования противодействия пропаганде и рекламе наркотиков, которые ограничиваются введением уголовной ответственности за издание и продажу литературы пропагандистского содержания, призывающей к торговле, хранению наркотиков и их употреблению с нарушением установленного порядка. При этом в пояснительной записке не содержится упоминаний о наличии в указанных нормах положений об ответственности за распространение сведений о наркотиках, например, о способах и методах их изготовления, местах приобретения и т.п. с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"),
В целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, 28 июля 2012 г. принят Федеральный закон N 139-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Внесенные вышеуказанным законом изменения в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусматривают механизмы принудительного блокирования интернет-страниц, содержащих информацию, запрещенную для распространения на территории Российской Федерации, в том числе информацию о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркотикосодержащих растений.
С учетом вышеизложенного, а также имеющейся в настоящее время нормативной правовой базы в сфере противодействия пропаганде наркотических средств и психотропных веществ Верховный Суд Российской Федерации представленный проект федерального закона не поддерживает.
И.о. Председателя |
А.Я. Петроченков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.