Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
по проекту федерального закона N 108866-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления ответственности за незаконные пропаганду и рекламу наркотических средств и психотропных веществ", внесенному депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, В.Ф. Звагельским, А.Н. Хайруллиным, Н.В. Школкиной, И.И. Гильмутдиновым, М.М. Бариевым, Т.К. Агузаровым, З.Я. Рахматуллиной, Е.Н. Сенаторовой и другими
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 108866-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления ответственности за незаконные пропаганду и рекламу наркотических средств и психотропных веществ" (далее - законопроект) разработан в целях криминализации пропаганды и рекламы наркотических средств.
В связи с чем, законопроектом предлагается Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) дополнить новой статьей 228.5, устанавливающей ответственность за пропаганду либо рекламу наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет") с предлагаемой санкцией в том числе в виде лишения свободы до двух лет.
При этом к проектной статье 228.5 предлагается установить примечание, где определяется, что действие настоящей статьи не распространяется на случаи распространения в специализированных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, сведений о разрешенных к применению в медицинских целях наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах. Однако, в соответствии с частью 9 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" реклама лекарственных средств, содержащих разрешенные к применению в медицинских целях наркотические средства, разрешается в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, которые не относятся к информационно-телекоммуникационным сетям. Таким образом, наличие примечания представляется излишним.
Наряду с этим, необходимо также отметить, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в статье 6.13 устанавливает административную ответственность за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры. Законопроектом в этой связи предлагается внести соответствующие изменения.
Кроме того, законопроектом предусматриваются изменения в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" в части определения понятия пропаганды наркотических средств и психотропных веществ или их прекурсоров, наркосодержащих растений, или их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, Предлагаемое определение, по мнению Комитета, содержит слишком широкое толкование и нуждается в дальнейшем обсуждении.
В связи с введением в УК РФ новой статьи законопроект вносит корреспондирующие изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части определения формы предварительного расследования в виде дознания, в части подследственности - за дознавателями (следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе с учетом высказанных замечаний принять в первом чтении проект федерального закона N 108866-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления ответственности за незаконные пропаганду и рекламу наркотических средств и психотропных веществ", внесенный депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, В.Ф. Звагельским, А.Н. Хайруллиным, Н.В. Школкиной, И.И. Гильмутдиновым, М.М. Бариевым, Т.К. Агузаровым и другими.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.