Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне
на проект федерального закона N 106468-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2011 год"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона 106468-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2011 год", внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает.
В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 июня 2010 года "О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах" Правительством Российской Федерации в числе приоритетных расходов были определены:
индексация в 2011 году денежного довольствия военнослужащих;
обеспечение закупки новых видов вооружения, совершенствования боевой подготовки, реализации социальных гарантий для военнослужащих, обеспечение их постоянным и служебным жильем.
Исполнение федерального бюджета в 2011 году в части расходов на национальную оборону осуществлялось в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 13 декабря 2010 года N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" и другими нормативными правовыми актами.
Выделенные из федерального бюджета ассигнования были израсходованы на мероприятия по оптимизации боевого состава и штатной численности Вооруженных Сил Российской Федерации, их модернизации, обеспечению жильем военнослужащих, социальной защищенности военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Анализ показателей отчетности показывает, что расходы на национальную оборону имеют существенную тенденцию к росту. Так, в 2011 году по сравнению с 2010 годом они выросли на 18,76% и составили более 1,5 трлн. рублей.
Правительством Российской Федерации в 2011 году в полном объеме обеспечено выполнение публичных нормативных обязательств по денежному довольствию военнослужащих.
Вместе с тем, решение задач обеспечения военнослужащих постоянным и служебным жильем, оснащения Вооруженных Сил Российской Федерации современными видами вооружения и военной техники осуществлялось Минобороны России и подведомственными ему федеральными службами и агентствами недостаточно эффективно.
Исполнение Государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ) 2011 года по разделу 02 "Национальная оборона" в части разработки, закупки и ремонта вооружения, военной и специальной техники составили более 99% показателей сводной бюджетной росписи (более 600 млрд. руб.). Финансирование ГОЗ 2011 года из федерального бюджета было осуществлено в полном объеме, при этом некоторые показатели ГОЗ остались не выполненными.
На эффективность использования бюджетных средств в 2011 году влияли нарушения действующих законодательных и иных нормативных правовых актов, допущенные в процессе исполнения федерального бюджета. Счетной палатой Российской Федерации выявлено нарушений в использовании средств федерального бюджета и федеральной собственности за 2011 год на сумму, превышающую 100 млрд. руб.
Отмечены завышения лимитов бюджетных обязательств на покупку жилья военнослужащим (на сумму более 70 млрд. руб.), нарушения при предоставлении бюджетных инвестиций (почти на 12 млрд. руб.), несоблюдение требований законодательства по заключению и оплате государственных контрактов (более 9 млрд. руб.), а также нарушения в сфере учета и отчетности, неэффективное использование бюджетных средств, перечисление не в полном объеме полученных доходов в федеральный бюджет.
В 2011 году прекращена 21 НИОКР, в том числе, 11 - со сроком окончания в 2011 году с общим объемом финансирования более 2 млрд. руб.
Прогнозные показатели доходов федерального бюджета выполнены Минобороны России в 2011 году только на 75%, федеральный бюджет недополучил более 8 млрд. руб.
Расходы Минобороны России в 2011 году составили 100,3% законодательно утвержденных объемов (почти 1,7 млрд. руб.) и 99, 4% показателей сводной бюджетной росписи (более 1,7 млрд. руб.).
Расходы Спецстроя России в 2011 году увеличились более чем на 40% (более 6,6 млрд. руб.), кассовое исполнение - более 103% от утвержденных законом объемов.
Кассовое исполнение расходов ФСВТС за 2011 год составило более 90% от предусмотренного сводной бюджетной росписью объема.
Расходы Рособоронзаказа в 2011 году составили почти 99% от законодательно утвержденных объемов и 98% - от показателей сводной бюджетной росписи.
Утвержденные на 2011 год расходы Рособоронпоставки исполнены только на 63,4% в основном по причинам неукомплектованности штата и нарушения сроков капитального ремонта здания.
Кассовое исполнение в 2011 году расходов Госкорпорации "Росатом" составило 99,99%.
Таким образом, кассовое исполнение расходов федерального бюджета на национальную оборону за 2011 год в целом превысило 1,5 трлн. рублей или 99,9% от законодательно утвержденных объемов или 99,4% показателей сводной бюджетной росписи.
Более 75% расходов осуществлялось по подразделу "Вооруженные Силы Российской Федерации".
Расходы данного подраздела в основном были направлены на обеспечение функционирования воинских формирований (более 56% расходов) закупку ВВСТ и другого имущества в рамках ГОЗ (почти 39% расходов, из них более 72% составили расходы на закупку ВВСТ), на оплату труда военнослужащих и гражданского персонала (почти 29%), накопительно-ипотечную систему жилищного обеспечения (2,6%).
Практически в полном объеме исполнены расходы на продовольственное и вещевое обеспечение военнослужащих, транспортные расходы, закупку нефтепродуктов, коммунальные услуги и расходы на содержание имущества).
В 2011 году через аутсорсинговые компании было осуществлено питание более 515 тыс. военнослужащих.
Участниками накопительной ипотечной системы в 2011 году являлось более 195 тыс. военнослужащих, от инвестирования ипотечных средств в управляющие компании получен доход почти 3 млрд. руб.
По подразделам "Мобилизационная и вневойсковая подготовка", "Мобилизационная подготовка экономики", "Ядерный оружейный комплекс", "Реализация международных обязательств в сфере ВТС", "Прикладные научные исследования в области национальной обороны" расходы составили более чем на 99% показателей утвержденных объемов, по подразделу "Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности" - 93%.
Основную долю расходов средств федерального бюджета по разделу "Национальная оборона" составляют расходы Минобороны России (почти 89%).
По большинству показателей плановые значения в целом достигнуты в пределах запланированных объемов денежных ресурсов.
Вместе с тем, анализ представленных к законопроекту материалов показывает, что, несмотря на рост расходов на национальную оборону, предусмотренные в данной области мероприятия выполняются не в полном объеме, бюджетные средства используются недостаточно эффективно, продолжают иметь место нарушения и недостатки в процессе исполнения федерального бюджета.
Так, например, в 2011 году существенно не выполнены плановые показатели отдельных мероприятий:
текущего ремонта технических средств в целях поддержания готовности командных пунктов;
осуществления содержания аэродромов;
проведение капитального ремонта на объектах теплоснабжения;
приобретение медицинского оборудования;
приобретение лекарственных средств.
Таким образом, показатели отчета Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета за 2011 год в части расходов федерального бюджета на обеспечение национальной обороны, администрируемых Минобороны России, Спецстроем России, ФСВТС России и Рособоронзаказом, согласно соответствующему заключению Счетной палаты Российской, соответствуют фактическим данным.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении указанный законопроект.
Председатель Комитета |
В.П. Комоедов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.