Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 106468-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2011 год"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 106468-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2011 год", внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам отмечает, что законопроект представлен в Государственную Думу в соответствии со статьей 264.10 Бюджетного кодекса Российской Федерации в установленный срок. Состав документов и материалов, подлежащих представлению в Государственную Думу одновременно с годовым отчетом об исполнении федерального бюджета, соответствует части 2 указанной статьи.
В заключении Комитета представлен анализ исполнения показателей федерального бюджета за 2011 год в рамках последующего контроля за исполнением федерального бюджета, осуществляемого в соответствии со статьями 153 и 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Заключение Комитета на проект федерального закона "Об исполнении федерального бюджета за 2011 год" подготовлено с учетом заключений комитетов Государственной Думы, Совета Федерации, а также заключения Счетной палаты Российской Федерации, утвержденного Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 30 августа 2012 года (протокол N 34К (867).
Следует отметить, что заключение Счетной палаты подготовлено с учетом внешних проверок годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета, проведенных в соответствии со статьей 264.9 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В рамках осуществления бюджетных полномочий Счетной палатой проведены проверки Министерства финансов Российской Федерации как ответственного за составление и исполнение федерального бюджета, и обладающего бюджетными полномочиями в бюджетном процессе, а также Федерального казначейства как органа, обеспечивающего кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
По результатам внешней проверки Счетной палаты Российской Федерации данные отчета об исполнении федерального бюджета за 2011 год соответствуют показателям проекта федерального закона "Об исполнении федерального бюджета за 2011 год".
Комитет отмечает, что меры, принятые Правительством Российской Федерации в течение 2009 - 2011 годов, позволили решить основные задачи, определенные бюджетными посланиями Президента Российской Федерации, включая задачу достижения сбалансированности федерального бюджета в целях сохранения макроэкономической стабильности.
Комитет отмечает, что при внесении изменений в федеральный бюджет осенью 2011 года бюджет был сбалансирован по доходам и расходам, а по итогам года сложился профицит. Таким образом, были решены следующие основные задачи, поставленные в Бюджетном послании Президента Российской Федерации от 29 июня 2010 года "О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах".
В налоговое законодательство внесены изменения, регулирующие вопросы налогообложения при трансфертном ценообразовании, а также изменения, направленные на создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности в Российской Федерации.
Повышение доступности и качества предоставления гражданам государственных услуг обеспечено изменением правового статуса государственных учреждений и внедрением новых форм оказания и финансового обеспечения государственных услуг.
Повышены фонды оплаты труда работников бюджетной сферы, стипендиальный фонд аспирантов и докторантов, денежное содержание судей и прокурорских работников.
Увеличение расходов на национальную оборону было направлено на переоснащение Вооруженных Сил Российской Федерации новыми и современными образцами вооружения и военной техники, повышение денежного довольствия и социальной защищенности военнослужащих.
Вместе с тем в 2009 - 2011 годах не в полном объеме было обеспечено выполнение ряда основных задач, определенных бюджетными посланиями Президента Российской Федерации.
В 2011 году в Государственную Думу не были внесены законопроекты по вопросам государственного стратегического планирования, регулирования государственного (муниципального) финансового контроля и механизмов ответственности за нарушения бюджетного законодательства, сокращения налоговых льгот и изъятий, в целях недопущения выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также регулирования налогообложения недвижимости.
Не утверждены прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, а также бюджетная стратегия на период до 2023 года.
Исполнение федерального бюджета в 2011 году происходило в условиях продолжающегося восстановления темпов экономического роста, позитивной динамики цен на основные товары российского экспорта, снижения общего уровня безработицы, низких темпов роста потребительских цен. Интенсивность оттока капитала из страны в 2011 году по сравнению с 2010 годом возросла, и вывоз капитала частным сектором превысил ввоз в 2011 году в 2,1 раза.
Прирост ВВП в 2011 году составил 4,3 процента. Этому способствовали благоприятные внешнеэкономические условия, инвестиционный спрос, рост обрабатывающих производств, торговли и сельского хозяйства.
Так, прирост инвестиций в основной капитал составил 8,3 процента, что на 2,3 процентных пункта выше прироста, достигнутого в 2010 году. В целом в 2011 году прирост промышленного производства составил 4,7 процента, что ниже уровня 2010 года (8,2 процента). В строительном секторе прирост составил 5,1 процента с увеличением по отношению к 2010 году на 1,6 процентных пункта. Производство продукции сельского хозяйства увеличилось на 22,1 процента при отрицательном показателе в 2010 году.
Оборот розничной торговли вырос на 7 процентов к уровню прошлого года, в основном за счет непродовольственных товаров. Этому также способствовало улучшение ситуации на рынке труда и рост потребительского кредитования.
Потребительский спрос поддерживался восстановлением кредитования физических лиц банковским сектором. По итогам 2011 года кредиты, предоставленные физическим лицам, увеличились на 35,9 процента, при росте в 2010 году на 14,3 процента.
Сохранение тенденции экономического роста положительно повлияло на общую численность безработных. Уровень безработицы в 2011 году составил 6,6 процента экономически активного населения и приблизился к докризисному уровню (6,3 процента в 2008 году). Общая численность безработных снизилась с 5,6 млн. человек в 2010 году до 5,0 млн. человек в 2011 году.
В 2011 году отмечалось замедление динамики показателей, характеризующих жизненный уровень населения, по сравнению с 2009 и 2010 годами, когда благодаря реализации комплекса мер по преодолению финансово-экономического кризиса удалось значительно повысить уровень социальной поддержки населения, что способствовало существенному росту большинства показателей в социальной сфере.
Так, прирост реальных располагаемых денежных доходов населения в 2011 году составил лишь 0,8 процента, против 5,1 процента в 2010 году. Среднемесячная номинальная заработная плата в 2011 году составила 23 369 рублей, что на 11,5 процента превышает уровень 2010 года, при этом прирост реальной заработной платы составил 2,8 процента.
Средний размер назначенных пенсий составил в 2011 году 8 203 рубля (в 2010 году - 7 476 рублей).
В отчетном периоде сложилась недопустимо высокая дифференциация населения по уровню доходов - в 16,1 раза.
Необходимо отметить, что на фоне благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры внешнеторговый оборот составил 845,8 млрд. долл. США, что на 30,3 процента выше уровня 2010 года.
Среднегодовой курс доллара США по итогам 2011 года сложился на уровне 29,4 рубля за доллар США, что на 1,0 рубль выше курсового уровня 2010 года.
В отчетном периоде международные резервы Российской Федерации увеличились с 479,4 млрд. долл. США до 498,6 млрд. долл. США или на 4,0 процента к уровню 2010 года. При этом их объем на 46,7 млрд. долл. США меньше общего объема совокупного внешнего долга Российской Федерации.
В 2011 году уровень инфляции составил 6,1 процента, что является самым низким показателем в новейшей российской истории. То есть фактически в два раза сократился инфляционный налог на граждан и экономику.
Средняя цена нефти марки "Юралс" по итогам 2011 года составила 109,3 доллара США за баррель, что значительно выше аналогичного показателя прошлого года (78,2 доллара за баррель), и на 45,7 процента выше первоначально учтенной в законе о бюджете на 2011 год (75 долларов за баррель).
В сложившихся макроэкономических условиях в 2011 году доходы федерального бюджета превысили расходы на 442,0 млрд. рублей. Объем нефтегазовых доходов составил 49,6 процента и ненефтегазовых - 50,4 процента в общем объеме доходов. В 2010 году это соотношение составило 46,1 к 53,9 процента соответственно.
Таким образом, совершенно очевидно, что важнейшим направлением в преодолении зависимости бюджетной системы от экспорта сырья должно стать развитие не сырьевого сектора экономики. Особенно это становится актуальным после вступления России во Всемирную торговую организацию.
Следует отметить, что в 2011 году для поддержки экспорта промышленной продукции было предоставлено государственных гарантий на сумму 227 миллионов долларов США, что составило всего 8 процентов от запланированных на эти цели бюджетных расходов.
Анализ динамики макроэкономических показателей за 2011 год показывает, что ряд из них оказалось существенно выше прогнозных значений, учтенных при формировании проекта федерального бюджета.
При этом проведенный Счетной палатой Российской Федерации анализ выполнения положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года показал, что намеченные в Концепции целевые макроэкономические индикаторы (ВВП, производительность труда, инвестиции в основной капитал, реальные располагаемые доходы населения) на первом этапе ее реализации (2008 - 2012 годы) не достигаются.
В то же время анализ Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (ОНДП) показал, что достижение целевых значений макроэкономических показателей, установленных в ОНДП (с учетом изменений от 2 ноября 2009 года), в отличие от Концепции, представляется реальным.
Следует отметить, что в ходе исполнения федерального бюджета изменения в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" вносились три раза, при этом основные характеристики федерального бюджета уточнялись дважды.
С учетом изменения показателей прогноза социально-экономического развития исполнение основных показателей федерального бюджета в 2011 году сложилось следующим образом:
(млрд. рублей) | |||||||
Наименование показателя |
Утвержденный бюджет
|
Уточненный бюджет |
Уточненный бюджет |
в % к ВВП |
Кассовое исполнение |
в % к |
в % к уточ. бюджету |
ВВП |
50 389,0 |
53 274,0 |
53 332,0 |
|
54 585,6 |
108,3 |
102,3 |
Доходы |
8 844,6 |
10 303,4 |
11 121,4 |
20,9 |
11 367,7 |
128,5 |
102,2 |
Расходы |
10 658,6 |
11 022,5 |
11 121,4 |
20,9 |
10 925,6 |
102,5 |
98,2 |
Дефицит (-) Профицит (+) |
-1 814,0 |
-719,1 |
0,0 |
|
442,0 |
|
|
Таким образом, доходы федерального бюджета в 2011 году исполнены с увеличением на 2 523,1 млрд. рублей или 28,5 процента к прогнозируемым доходам, первоначально утвержденным Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
По оценке Счетной палаты Российской Федерации в 2011 году не в полном объеме исполнены предусмотренные уточненным прогнозом показатели объемов поступлений по ряду налоговых доходов и использованы не все имевшиеся резервы дополнительных поступлений в федеральный бюджет.
В структуре налоговых доходов 33,5 процента составил налог на добычу полезных ископаемых; доходы по НДС на товары, реализуемые на территории Российской Федерации, - 29,3 процента. НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации - 25,0 процента. По указанному налогу отмечены наиболее существенные недопоступления на сумму 18,6 млрд. рублей, что обусловлено, прежде всего, более низкими фактическими объемами импорта по сравнению с уточненным прогнозом.
По данным Счетной палаты Российской Федерации совокупная задолженность перед бюджетной системой Российской Федерации по уплате налогов и сборов, включая задолженность по уплате налоговых санкций и пеней (с учетом задолженности по платежам в государственные внебюджетные фонды), на 1 января 2012 года составила 1 187,7 млрд. рублей, или 10,4 процента доходов федерального бюджета 2011 года.
В 2011 году не в полном объеме исполнены предусмотренные уточненным прогнозом показатели объемов поступлений по ряду неналоговых доходов.
В структуре неналоговых доходов 87,1 процента составили доходы от внешнеэкономической деятельности с ростом на 4,4 процента к 2010 году; доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности - 7,1 процента (в 2010 году указанные доходы составляли 11 процентов); доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства составили 2,9 процента.
Расходы федерального бюджета составили 20 процентов объема ВВП, что на 2,4 процентного пункта ниже уровня 2010 года (22,4 процента).
Необходимо отметить, что в течение 2011 года при внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете расходы были увеличены на 462,8 млрд. рублей, а с учетом образовавшейся экономии в 186,4 млрд. рублей общее увеличение расходов составило 649,2 млрд. рублей.
Комитет отмечает, что в ходе исполнения федерального бюджета в 2011 году в соответствии с Бюджетным кодексом и Законом о бюджете Правительству Российской Федерации были предоставлены широкие полномочия по перераспределению бюджетных ассигнований, в том числе в связи с образованием экономии, и уточнению показателей бюджета без внесения изменений в закон о бюджете в целях обеспечения эффективного, своевременного и оперативного управления средствами федерального бюджета.
Несмотря на такие полномочия и значительный объем перераспределения средств федерального бюджета кассовые расходы, которые предлагается утвердить Законом об исполнении федерального бюджета за 2011 год, недовыполнены на 195,7 млрд. рублей или 1,8 процента по сравнению с утвержденным Законом о бюджете показателем.
Основными причинами неисполнения бюджетных ассигнований по сравнению со сводной бюджетной росписью являются:
невостребованность зарезервированных Минфином России средств федерального бюджета:
на покрытие дефицитов бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации (47,1 млрд. рублей или 23,5 процента общей суммы неиспользованных бюджетных ассигнований);
на прочие выплаты по обязательствам государства, в том числе на погашение исполнительных листов по искам к казне Российской Федерации и выполнение принимаемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации решений (7,3 млрд. рублей, или 3,6 процента).
неосвоение средств, выделенных на реализацию:
федеральных целевых программ (47,6 млрд. рублей, или 23,8 процента);
инвестиционных проектов (20,0 млрд. рублей, или 10 процентов);
неиспользование средств федерального бюджета на оплату взносов в международные организации, а также из-за переноса сроков реализации ряда международных проектов и программ (15,2 млрд. рублей, или 7,6 процента).
Проведенный анализ свидетельствует о необходимости дальнейшего повышения качества управления государственными финансами со стороны Минфина России и главных администраторов средств федерального бюджета.
По сравнению с прошлым годом в 2011 году количество изменений, внесенных в сводную бюджетную роспись, уменьшилось на 0,4 тыс. Однако общее количество - 6 тыс. изменений, остается значительным.
Общий объем положительных изменений в сводную бюджетную роспись в 2011 году составил 1 801,0 млрд. рублей, или 16,5 процента кассовых расходов федерального бюджета.
При этом по данным Счетной палаты по двум главным администраторам средств федерального бюджета объем положительных изменений сводной бюджетной росписи составил от 50 до 100 процентов собственных кассовых расходов (Росжелдор - 66,1 процента, Росимущество - 88,9 процента), по 44 главным администраторам - от 10 процентов до 50 процентов.
В 2011 году наибольший объем неисполненных показателей по расходам федерального бюджета, установленных сводной бюджетной росписью с изменениями, отмечался по 7 главным администраторам средств федерального бюджета на общую сумму 173,6 млрд. рублей, в том числе по Минфину России (85,9 млрд. рублей), Росавтодору (27,2 млрд. рублей), Росжелдору (21,0 млрд. рублей), Минздравсоцразвития России (11,0 млрд. рублей), Минобороны России (10,6 млрд. рублей), Минобрнауки России (5,5 млрд. рублей).
Кассовое исполнение расходов федерального бюджета в 2011 году осуществлялось неравномерно. В декабре 2011 года объем расходов составил 2 130,3 млрд. рублей, или 19,5 процента годового объема, и превысил аналогичный показатель за последние 11 лет. За октябрь - декабрь 2011 года расходы федерального бюджета составили 3 843,5 млрд. рублей, или более трети расходов, произведенных в целом за год.
По состоянию на 1 января 2012 года объем дебиторской задолженности составил 1 284,6 млрд. рублей и по сравнению с уровнем предыдущего года увеличился на 419,5 млрд. рублей, или на 48,5 процента, по следующим главным распорядителям (Росавтодор, Росфинмониторинг, Минобороны России, Роскосмос) объем дебиторской задолженности на 1 января 2012 года составил свыше 20 процентов собственных кассовых расходов.
Основными причинами образования дебиторской задолженности являются нарушения поставщиками сроков выполнения договорных обязательств, значительное увеличение авансовых платежей по заключенным договорам и контрактам в рамках выполнения государственного оборонного заказа, задолженность по бюджетным кредитам предприятиям топливно-энергетического комплекса, задолженность по субсидии, предоставленной Республике Татарстан в целях софинансирования строительства объектов для проведения XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани.
Объем кредиторской задолженности по состоянию на 1 января 2012 года составил 337,4 млрд. рублей, в основном за счет больших объемов авансовых платежей за выполненные работы и услуги.
В 2011 году кассовое исполнение расходов федерального бюджета на реализацию федеральных целевых программ (ФЦП) составило 879,0 млрд. рублей, или 94,7 процента законодательно утвержденных показателей.
Доля государственных бюджетных инвестиций в общих расходах на ФЦП увеличилась с 59,7 процента в 2010 году до 61,1 процента в 2011 году, на НИОКР - с 13,6 процента до 16,6 процента, при этом доля расходов на прочие нужды уменьшилась с 26,7 процента до 22,3 процента.
Расходы на бюджетные инвестиции предусматривались в 2011 году по 55 ФЦП (98,2 процента общего количества). Использование средств федерального бюджета менее чем на 100 процентов годовых бюджетных ассигнований отмечено по 33 программам (60 процентов).
Так по данным Счетной палаты в 2011 году расходы на предоставление субсидий бюджетам субъектов по подпрограмме "Автомобильные дороги" ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)" исполнены на уровне 85,3 процента.
Таким образом, общая сумма не предоставленных бюджетам регионов субсидий на дорожной строительство составила 4 789,2 млн. рублей, что сопоставимо с дополнительной суммой, предусмотренной на указанные цели при внесении изменений в федеральный бюджет в ноябре (4 086,5 млн. рублей).
Кассовые расходы федерального бюджета по Федеральной адресной инвестиционной программе (ФАИП) составили 918,0 млрд. рублей, что на 28,0 млрд. рублей, или на 3 процента, меньше законодательно утвержденных показателей.
Из 2 226 строек и объектов, предусмотренных к вводу в 2011 году (включая объекты, по которым бюджетные средства предусматривались только на проведение проектных и изыскательских работ), по данным Росстата, завершены строительством и введены в эксплуатацию 500 строек и объектов, или 22,5 процента (в 2010 году - 34,2 процента).
Остается значительным объем незавершенного строительства, который по состоянию на 1 января 2012 года увеличился по сравнению с 1 января 2011 года на 134,2 млрд. рублей, или на 40,8 процента, и составил 463,0 млрд. рублей.
По данным Счетной палаты по 53 ФЦП в 2011 году выполнено в полном объеме 67 процентов показателей, частично - 24,9 процента, не выполнено - 1,3 процента показателей, по 64 показателям (6,8 процента) сведения об уровне выполнения не представлены.
Комитет обращает внимание на замечание Счетной палаты о несоответствии показателей ресурсного обеспечения, установленного паспортом программы, и законодательно утвержденных бюджетных ассигнований.
В частности, объем бюджетных средств Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы по направлению "Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" ниже законодательно установленных в 4,2 раза, по направлению "Устойчивое развитие сельских территорий" объем ассигнований составил всего 26,1 процент, по направлению "Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства" предусмотрено 124,1 процента, то есть больше, чем в паспорте Программы.
Таким образом, Правительством Российской Федерации не налажен действенный мониторинг ФЦП и ФАИП, обеспечивающий контроль за эффективным использованием выделенных средств, за ходом реализации мероприятий и выполнением индикаторов и показателей эффективности.
Кассовое исполнение федерального бюджета за 2011 год в части предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации составило 1 470,2 млрд. рублей. В ходе исполнения федерального бюджета по основаниям, установленным Бюджетным кодексом и Законом о бюджете на 2011 год, указанные бюджетные ассигнования были увеличены на сумму 217,1 млрд. рублей и составили 1 482,8 млрд. рублей.
Комитет отмечает, что в 2011 году с дефицитом исполнены консолидированные бюджеты 57 субъектов Российской Федерации на общую сумму 203,1 млрд. рублей, или 4,9 процента общей суммы их доходов (в 2010 году - 63 региона с дефицитом на сумму 202,1 млрд. рублей).
По данным Счетной палаты государственный долг субъектов Российской Федерации на 1 января 2012 года составил 1 171,8 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 1 января 2011 года (1 096,0 млрд. рублей) на 75 ,8 млрд. рублей или на 6,9 процента в 62 субъектах.
Также увеличились на 6,2 процента в 2011 году расходы бюджетов субъектов Российской Федерации на обслуживание государственного и муниципального долгов по сравнению с 2010 годом.
По-прежнему имеет место высокий уровень межрегиональных различий по бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, а также темпам экономического развития, показателям по доходам населения, объемам инвестиций в основной капитал, а также по уровню безработицы.
Количество субъектов Российской Федерации, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, в 2011 году составило 69 и по сравнению с 2010 годом сократилось всего на один субъект.
Анализ структуры и целевой направленности межбюджетных трансфертов показывает, что основную долю в них занимают межбюджетные трансферты, направляемые на обеспечение текущих расходов. При сохранении преимущественной роли межбюджетных трансфертов текущего характера субъекты Российской Федерации, имеющие низкий уровень экономического потенциала, будут оставаться зависимыми от финансовой помощи из федерального бюджета и недостаточно заинтересованными в самостоятельном экономическом развитии.
Комитет отмечает, что в целях социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и снижения степени их дифференциации необходимо повысить роль межбюджетных трансфертов, имеющих долгосрочный инвестиционный характер и направляемых на формирование структурных сдвигов в региональной экономике и повышение ее налогового потенциала.
В 2011 году расходы федерального бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов сократились на 7,6 процента и составили значительную долю расходной части федерального бюджета - 23,3 процента (в 2010 году - 27,3 процента, в 2009 году - 21,9 процента, в 2008 году - 20,9 процента).
Следует отметить, что доля поступлений в виде межбюджетных трансфертов в доходной части бюджета ПФР составила в 2011 году 45,3 процента (в 2010 году - 62,2 процента) и бюджета ФСС - 26,1 процента (в 2010 году - 13,8 процента), что свидетельствует о достаточно высокой зависимости доходной части указанных бюджетов от поступлений бюджетных ассигнований.
Расходы федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда составили в 2011 году 924,4 млрд. рублей, или 38,8 процента общей суммы межбюджетных трансфертов, передаваемых Фонду.
Расходы федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета ФСС увеличились на 20,3 млрд. рублей, или на 45 процентов.
Объем государственного долга Российской Федерации на 1 января 2012 года по сравнению с 1 января 2011 года увеличился на 28,5 процента и составил 5 343,2 млрд. рублей, или 9,8 процента ВВП (на 1 января 2011 года - 9,2 процента ВВП, на 1 января 2010 года - 8,3 процента ВВП, на 1 января 2009 года - 6,5 процента ВВП).
Объем государственного внутреннего долга на 1 января 2012 года составил 4 190,5 млрд. рублей, что не превышает установленный Законом о бюджете верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации 4 555,0 млрд. рублей.
Объем государственного внешнего долга на 1 января 2012 года по сравнению с 1 января 2011 года уменьшился на 5,3 процента, и составил в рублевом эквиваленте 1 152,7 млрд. рублей (35,8 млрд. долларов США), что не превышает установленный Законом о бюджете верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации (40,8 млрд. долларов США).
Комитет отмечает, что совокупный внешний долг Российской Федерации превышает объем международных резервов Российской Федерации без учета средств Резервного фонда и ФНБ на 1 января 2012 года на 158,7 млрд. долларов США, или на 41 процент.
В течение 2011 года доля государственного внутреннего долга Российской Федерации в общем объеме государственного долга Российской Федерации выросла с 70,7 процента до 78,4 процента, доля государственного внешнего долга Российской Федерации сократилась с 29,3 процента до 21,6 процента.
В 2011 году расходы федерального бюджета на обслуживание государственного долга Российской Федерации составили 262,7 млрд. рублей и значительно превысили расходы по разделам "Культура, кинематография" (83,8 млрд. рублей), "Охрана окружающей среды" (17,6 млрд. рублей), "Физическая культура и спорт" (44,2 млрд. рублей) и сопоставимы с расходами по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство" (279,8 млрд. рублей).
Совокупный объем Резервного фонда на 1 января 2012 года в рублевом эквиваленте составил 811,5 млрд. рублей и по сравнению с 1 января 2011 года (775,2 млрд. рублей) увеличился на 36,3 млрд. рублей, или на 4,7 процента.
В 2011 году средства Резервного фонда не использовались.
Совокупный объем Фонда национального благосостояния (ФНБ) по состоянию на 1 января 2012 года в рублевом эквиваленте составил 2 794,4 млрд. рублей и по сравнению с 1 января 2011 года (2 695,5 млрд. рублей) увеличился на 98,9 млрд. рублей, или на 3,7 процента.
Сумма дохода от размещения средств ФНБ на счетах Банка России с 15 января 2010 года по 15 января 2011 года составила 24,0 млрд. рублей. Указанная сумма в установленном порядке до 1 февраля 2011 года была зачислена в федеральный бюджет.
Доход от размещения средств ФНБ на депозиты во Внешэкономбанке составил 31,05 млрд. рублей и был зачислен в федеральный бюджет. Доходность по средствам ФНБ, размещенным на депозиты во Внешэкономбанке, составила 5,56 процента годовых, в том числе: на депозиты в российских рублях - 6,5 процента годовых и на депозиты в долларах США - 3,33 процента годовых.
В соответствии со статьей 96.10 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства ФНБ в 2011 году были использованы на осуществление софинансирования добровольных пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, в сумме 3,4 млрд. рублей.
Совокупная расчетная сумма дохода от размещения средств фондов на счетах в Банке России за 2011 год составила 53,2 млрд. рублей.
Остатки средств федерального бюджета на 1 января 2012 года, включая остатки средств Резервного фонда и ФНБ, составили 5 613,1 млрд. рублей и по сравнению с 1 января 2011 года увеличились на 1 639,7 млрд. рублей, или на 41,3 процента.
Остатки средств, без учета остатков Резервного фонда и ФНБ, на 1 января 2011 года составили 549,1 млрд. рублей, увеличившись за 2011 год на 1 458,1 млрд. рублей, или в 3,7 раза. На 1 января 2012 года составили 2 007,2 млрд. рублей. Это самый высокий показатель с 2007 года (1 060,7 млрд. рублей).
Такой существенный рост остатков связан с увеличением остатков в рублях на счетах органов Федерального казначейства с 521,9 млрд. рублей до 1 289,6 млрд. рублей, или в 2,5 раза (в том числе на счетах бюджетополучателей с 3,2 млрд. рублей до 14,7 млрд. рублей), остатков на счетах загранучреждений в иностранной валюте - с 3,7 млрд. рублей до 4,2 млрд. рублей, или на 13,2 процента, остатков на валютных счетах Федерального казначейства - с 15,0 млрд. рублей до 152,4 млрд. рублей, или в 10 раз, остатков средств федерального бюджета, размещенных в депозиты в валюте Российской Федерации в кредитных организациях, - с 158,4 млрд. рублей до 561,0 млрд. рублей, или в 3,5 раза.
Без учета нефтегазовых доходов, поступивших в 2011 году и перечисленных в январе 2012 года в Резервный фонд в сумме 1 090,4 млрд. рублей, остатки средств федерального бюджета на 1 января 2012 года по сравнению с 1 января 2011 года увеличились на 367,8 млрд. рублей, или на 67 процентов, и составили 916,8 млрд. рублей.
Остатки средств федерального бюджета, не использованные на 1 января 2011 года по подпрограмме "Автомобильные дороги", образовавшиеся в связи с изменением сроков конкурсных процедур, а также на ремонт и содержание федеральных автомобильных дорог, в сумме 717,2 млн. рублей были направлены в 2011 году в Федеральный дорожный фонд.
Комитет отмечает, что в материалах к законопроекту отсутствует информация о причинах образования этих остатков, по каким главным распорядителям, по каким направлениям и в каком объеме они образовались. Были ли эти остатки использованы в 2012 году, и в соответствии с каким решением, а также были ли остатки бюджетных средств по итогам 2010 года использованы на увеличение соответствующих расходов в 2011 году.
Анализ исполнения федерального бюджета за 2011 год выявил ряд серьезных замечаний и вопросов по результатам, достигнутым в ходе исполнения федерального бюджета в 2011 году, в свете заявленного Правительством Российской Федерации тезиса при реформировании бюджетного процесса - "Бюджетирование, ориентированное на результат".
Выводы и предложения:
1. На протяжении ряда лет, при рассмотрении исполнения федерального бюджета, как в заключении Счетной палаты, так и в заключении Комитета обращается внимание на одни и те же вопросы - это:
- серьезная корректировка ассигнований, предусмотренных на финансирование федеральных целевых программ в ходе их исполнения, а также неполное и неритмичное исполнение в течение года;
- включение на стадии принятия федерального закона о федеральном бюджете объемов финансирования по не утвержденным программам;
- низкий уровень исполнения Федеральной адресной инвестиционной программы, показатели которой в соответствии с действующим бюджетным законодательством утверждаются Правительством Российской Федерации, и Парламент не имеет возможности контролировать и влиять на ход исполнения инвестиционной программы;
- рост незавершенного строительства по объектам Федеральной адресной инвестиционной программы;
- отсутствие полной информации об объеме и использовании остатков средств федерального бюджета;
- отсутствие информации об использовании значительных объемов зарезервированных средств;
- рост дебиторской задолженности главных администраторов средств федерального бюджета.
Рассматриваемый законопроект не является исключением. При этом в представленных материалах к законопроекту отсутствует информация о мерах, принимаемых Минфином России, Федеральным казначейством, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и органами внутреннего контроля по устранению указанных проблем.
Комитет отмечает, что ответственность за нецелевое расходование средств федерального бюджета предусмотрена действующим законодательством, при этом ответственность за неэффективное расходование средств не установлена.
Эффективность бюджета - это не только выделенные средства, но и анализ исполнения федерального бюджета по качественным показателям, при котором профильные комитеты Государственной Думы, при подготовке заключений должны обсудить ход исполнения бюджета по отраслевым направлениям, заслушав представителей соответствующих министерств и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации. Комитет отмечает, что такой порядок рассмотрения отчетов об исполнении бюджетов законодательно не определен.
Учитывая изложенное, с целью усиления роли Парламента по контролю за эффективностью использования бюджетных расходов, а также выработки единого подхода в регулировании вопросов финансового контроля, Комитет считает целесообразным рассматривать в Государственной Думе одновременно следующие законопроекты:
принятый в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования парламентского контроля в Российской Федерации";
внесенный Правительством Российской Федерации в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части регулирования государственного и муниципального финансового контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации";
подготовленный к внесению в Государственную Думу проект новой редакции закона "О Счетной палате Российской Федерации".
По результатам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета за 2011 год Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 106468-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2011 год".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.