Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по науке и наукоемким технологиям
на проект федерального закона N 106468-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2011 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям рассмотрел представленный Правительством Российской Федерации законопроект N 106468-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2011 год" и отмечает следующее.
Исполнение федерального бюджета в 2011 году осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (в ред. Федеральных законов от 1 июня 2011 г. N 105-ФЗ, от 20 июля 2011 г. N 251-ФЗ, от 6 ноября 2011 г. N 302-ФЗ) (далее - Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов").
Исполнение федерального бюджета в 2011 году составило:
по доходам - 11 367 652,6 млн. рублей или 20,8% к объему ВВП за 2011 год (54 585 630,0 млн. рублей) и 102,2% к объему доходов, утвержденному Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов";
по расходам - 10 925 617,4 млн. рублей или 20,0% к ВВП и 98,2% к объему расходов, утвержденному Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" и сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 2011 год с учетом внесенных в нее изменений (далее - уточненная роспись).
Профицит федерального бюджета составил 442 035,2 млн. рублей (0,8% к ВВП). Первичный профицит (без учета расходов на обслуживание государственного долга) - 704 779,4 млн. рублей (1,3% к ВВП).
На рост объемов доходов в 2011 году оказала влияние, прежде всего, благоприятная конъюнктура на внешнем рынке. Увеличение среднегодовой цены на нефть марки "Юралс" (с 61,1 долл. США/барр. в 2009 году и 78,2 долл. США/барр. в 2010 году до 109,3 долл. США/барр. в 2011 году) обеспечило поступление в федеральный бюджет дополнительных доходов по сравнению с 2010 годом в сумме 2 227 119,7 млн. рублей.
Для обеспечения инновационного развития экономики первостепенное значение имеет бюджет науки и его кассовое исполнение. Рассмотрим данные об исполнении бюджета на гражданскую науку по основным его подразделам.
По подразделу "Фундаментальные исследования" использование бюджетных ассигнований осуществлялось по следующим основным направлениям (см. таблицу 1):
Таблица 1
Исполнение расходов федерального бюджета по подразделу "Фундаментальные исследования"
млн. рублей | |||||
Наименование показателя |
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" |
Уточненная роспись |
Кассовое исполнение |
% кассового исполнения к: |
|
Закону |
уточненной росписи |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/2 * 100 |
6=4/3 * 100 |
Всего |
89 388,8 |
90 373,7 |
91 684,5 |
102,6 |
101,5 |
из них: |
|
|
|
|
|
Поддержка государственных академий наук и их региональных отделений |
71 286,4 |
72 497,2 |
74 048,4 |
103,9 |
102,1 |
Поддержка организаций, осуществляющих фундаментальные исследования |
16 744,2 |
15 961,9 |
15 756,9 |
94,1 |
98,7 |
из них: |
|
|
|
|
|
Гранты в области науки, культуры, искусства и средств массовой информации |
7 484,9 |
7 484,9 |
7 480,4 |
99,9 |
99,9 |
Обеспечение деятельности подведомственных учреждений |
6 892,1 |
5 918,1 |
5 762,2 |
83,6 |
97,4 |
Кассовое исполнение расходов федерального бюджета по подразделу 0110 "Фундаментальные исследования" в 2011 году составило 91 684,5 млн. рублей или 102,6% от законодательно утвержденного объема бюджетных ассигнований и 101,5% от уточненной росписи.
По отдельным направлениям в рамках данного подраздела кассовое исполнение превышает 100,0% от уточненной росписи, что связано с использованием средств, поступающих от сдачи в аренду имущества, закрепленного за государственными организациями, на общую сумму 3 405,8 млн. рублей.
Кассовое исполнение расходов федерального бюджета по подразделу "Прикладные научные исследования в области национальной экономики" в 2011 году составило 178 676,7 млн. рублей или 96,2% к уточненной росписи. По данному подразделу использование бюджетных ассигнований осуществлялось по следующим основным направлениям (таблица 2):
Таблица 2
Исполнение расходов федерального бюджета по подразделу "Прикладные научные исследования в области национальной экономики"
млн. рублей | ||||||
Наименование |
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" |
Уточненная роспись |
Кассовое исполнение |
% исполнения к: |
||
Закону |
уточненной росписи |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/2 * 100 |
6=4/3 * 100 |
|
Всего |
181 045,2 |
185 762,4 |
178 676,7 |
98,7 |
96,2 |
|
из них: |
|
|
|
|
|
|
Федеральные целевые программы, из них: |
139 139,0 |
138 696,3 |
132 120,2 |
95,0 |
95,3 |
|
- Федеральная космическая программа России на 2006 - 2015 годы |
52 482,9 |
52 482,9 |
51 980,0 |
99,0 |
99,0 |
|
- ФЦП "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года" |
30 376,0 |
30 376,0 |
30 376,0 |
100,0 |
100,0 |
|
- ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы" |
19 920,0 |
19 420,0 |
14 926,6 |
74,9 |
76,9 |
|
- ФЦП "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008 - 2015 годы |
9 930,0 |
9 930,0 |
9 913,7 |
99,8 |
99,8 |
|
- ФЦП "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы |
7 252,1 |
7 252,1 |
6 237,9 |
86,0 |
86,0 |
|
- ФЦП "Развитие гражданской морской техники" на 2009 - 2016 годы |
7 067,4 |
7 067,4 |
7 035,0 |
99,5 |
99,5 |
|
- ФЦП "Глобальная навигационная система" |
4 606,0 |
4 606,0 |
4 490,8 |
97,5 |
97,5 |
|
- ФЦП "Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 - 2015 годов и на перспективу до 2020 года" |
2 577,0 |
2 577,0 |
2 577,0 |
100,0 |
100,0 |
|
- ФЦП "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" |
1 549,0 |
1 570,0 |
1 336,0 |
86,3 |
85,1 |
|
- ФЦП "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года" |
963,2 |
963,2 |
963,2 |
100,0 |
100,0 |
|
Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам |
11 591,0 |
11 724,5 |
11 455,9 |
98,8 |
97,7 |
|
Обеспечение деятельности подведомственных учреждений |
3 173,2 |
3 139,9 |
3 158,5 |
99,5 |
100,6 |
|
Научное сопровождение инновационных проектов государственного значения |
2 307,2 |
2 307,2 |
2 271,7 |
98,5 |
98,5 |
|
Реализация мероприятий Программы совместной деятельности организаций, участвующих в пилотном проекте по созданию национального исследовательского центра "Курчатовский институт", на 2010 - 2012 годы |
654,5 |
654,5 |
654,5 |
100,0 |
100,0 |
|
Реализация проектов Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России |
260,4 |
5 186,3 |
5 184,3 |
1 990,9 |
100,0 |
Кассовое исполнение расходов федерального бюджета по подразделу "Прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов" в 2011 году составило 14 415,7 млн. рублей или 105,9% от законодательно утвержденного объема бюджетных ассигнований и 98,7% от уточненной росписи. По подразделу "Прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов" использование бюджетных ассигнований осуществлялось по следующим основным направлениям (таблица 3):
Таблица 3
Исполнение расходов федерального бюджета по подразделу "Прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов"
млн. рублей | |||||
Наименование показателя |
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" |
Уточненная роспись |
Кассовое исполнение |
% кассового исполнения к: |
|
Закону |
уточненной росписи |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/2 * 100 |
6=4/3 * 100 |
Всего |
13 612,9 |
14 606,2 |
14 415,7 |
105,9 |
98,7 |
из них: |
|
|
|
|
|
Прикладные научные исследования и разработки |
7 759,8 |
8 506,5 |
8 356,7 |
107,7 |
98,2 |
Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы |
3 507,7 |
3 507,7 |
3 498,2 |
99,7 |
99,7 |
Федеральные целевые программы |
1 633,1 |
1 879,9 |
1 876,3 |
114,9 |
99,8 |
из них: |
|
|
|
|
|
ФЦП "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 - 2011 годы" |
1 065,3 |
1 065,3 |
1 065,3 |
100,0 |
100,0 |
ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы" |
512,5 |
445,3 |
445,3 |
86,9 |
100,0 |
Проведенный анализ исполнения федерального бюджета за 2011 год свидетельствует о достаточно высокой степени зависимости российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры и показывает, что изменение нефтегазовых доходов напрямую связано с колебаниями мировых цен на товары российского экспорта, а изменение поступлений ненефтегазовых доходов зависит, в частности, от решений, принимаемых в области налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации.
В заключение следует отметить, что при формировании новой экономической политики на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы и соответствующих проектов федерального бюджета, как механизмов ее реализации, необходимо делать акцент на инновационные факторы экономического роста и социального прогресса, повышение роли науки и образования в воспроизводственных процессах.
Для снижения бюджетного дефицита в условиях возможного снижения роли энергосырьевого сектора экономики и налоговых поступлений, как основных источников формирования федерального бюджета периода рыночных реформ, особо пристального внимания требует решение проблемы повышения неналоговых доходов, получаемых в основном за счет эффективного использования научно-технического потенциала страны, вовлечения результатов научной и научно-технической деятельности в хозяйственный оборот.
При совершенствовании системы налогообложения необходимо исходить из того, что в условиях экономического кризиса налоги в большей степени должны выполнять не фискальную, а регулирующую и стимулирующую функции. Структура и уровень налогообложения должны оказывать позитивное воздействие на структурные изменения в экономике, формировать благоприятные условия для развития предпринимательской и инновационной деятельности.
Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 106468-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2011 год" в первом чтении.
Председатель комитета |
В.А. Черешнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.