Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
на проект федерального закона N 109969-6 "О внесении изменений в статью 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части дополнения оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию) - внесен депутатами Государственной Думы В.Ф. Шрейдером, Т.К. Агузаровым
(шестой созыв)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 109969-6 "О внесении изменений в статью 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Законопроект), и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГСК РФ), направленные на установление обязанности органа или уполномоченной организации в ходе осмотра построенного или реконструированного объекта капитального строительства осуществлять проверку соответствия такого объекта требованиям технических регламентов (норм и правил).
Кроме того, авторами законопроекта предлагается установить дополнительное основание для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а именно несоответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил).
Согласно пояснительной записки, в случае, когда в соответствии с градостроительным законодательством государственная экспертиза проектной документации объекта не проводится и выдача заключения о соответствии законченного строительством объекта требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации не требуется, орган, выдающий разрешение на ввод в эксплуатацию, не вправе проверять соответствие построенного, реконструированного объекта требованиям технических регламентов. Указанное обстоятельство может привести к негативным последствиям, так как соответствие построенного, реконструированного объекта требованиям технических регламентов, его оценка с точки зрения надежности и безопасности не проверяется ни одним органом.
По существу предлагаемых изменений Комитет полагает необходимым отметить следующее. Частью 1 ст. 55 ГСК РФ предусмотрено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации. Таким образом, проектируемые изменения в части 5 и 6 ст. 55 ГСК РФ не соответствуют части 1 ст. 55 ГСК РФ.
Кроме того, довод авторов законопроекта о том, что в случае, когда государственная экспертиза проектной документации объекта не проводится, соответствие построенного, реконструированного объекта требованиям технических регламентов, его оценка с точки зрения надежности и безопасности не проверяется ни одним органом не может быть поддержан, поскольку на основании ст. 53 ГСК РФ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка проводится строительный контроль. Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. При этом круг объектов, подлежащих строительному контролю, никоим образом не ограничивается.
Необходимо отметить, что в случаях, когда проектная документация объектов капитального строительства (а также проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства) подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 ГСК РФ либо является типовой проектной документацией или ее модификацией в рамках государственного строительного надзора, предусмотренного ст. 54 ГСК РФ, осуществляется проверка соответствия результатов выполненных работ требованиям технических регламентов.
На основании части 11 ст. 48 ГСК РФ подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора), результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
При этом виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ (ч. 4 ст. 48 ГСК РФ).
С учетом изменений в статью 60 ГСК РФ, внесенных Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 337-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливающих солидарную ответственность саморегулируемой организации (Национального объединения саморегулируемых организаций соответствующего вида в случае исключения сведений об этой саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций) по требованиям собственника здания, сооружения, концессионера, застройщика, технического заказчика, которые возместили в соответствии с гражданским законодательством вред, причиненный вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, объекта незавершенного строительства (указанные нормы вступают в силу с 1 июля 2013 года), механизм контроля за качеством проектной документации посредством допуска к таким видам работ, выдаваемого СРО, будет действовать более эффективно.
Необходимо отметить, что с 1 июля 2013 года также вступят в силу изменения, внесенные указанным Федеральным законом, устанавливающие имущественную ответственность собственника здания, сооружения за причинение вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения.
Данные нормы призваны побудить инвесторов, являющихся потенциальными собственниками объектов капитального строительства, к следованию требованиям, содержащимся в технических регламентах и других нормативных актах, во избежание негативных финансовых последствий.
Кроме того, ни из пояснительной записки, ни из текста Законопроекта не представляется возможным определить, каким именно нормам и правилам помимо технических регламентов должны соответствовать объекты капитального строительства. В соответствии с частью 2 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований указанного Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 данного Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий. Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (распоряжение N 1047-р от 21.06.2010 г.), а Федеральным агентством по техническому регулирования и метрологии утвержден перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований указанного Федерального закона (Приказ N 2079 от 1 июня 2010 года).
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рекомендует субъектам права законодательной инициативы доработать законопроект с учетом указанных замечаний и внести измененную редакцию законопроекта в Государственную Думу в установленном порядке.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.