Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 109055-6 "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2011 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 109055-6 "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2011 год", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
В соответствии со статьей 264.10 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации представило в Государственную Думу отчет об исполнении бюджета и проект федерального закона об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2011 год 11 июля 2012 года.
В 2011 году система обязательного медицинского страхования была представлена Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее соответственно - Фонд, ОМС), 84 территориальными фондами обязательного медицинского страхования, 82 страховыми медицинскими организациями (далее - СМО), 240 филиалам СМО, 8 158 медицинскими организациями.
Финансовая деятельность Фонда осуществлялась в 2011 году в соответствии с целями, установленными Федеральным законом "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 333-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" доходы бюджета Фонда на 2011 год утверждены в сумме 336,0 млрд. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 21,1 млрд. рублей, расходы - в сумме 336,0 млрд. рублей.
Бюджет Фонда исполнен в 2011 году по доходам в сумме 348,4 млрд. рублей (103,7% к утвержденным показателям), по расходам - в сумме 310,4 млрд. рублей (92,4% к утвержденным показателям), с профицитом в общей сумме 38,0 млрд. рублей, который сложился в основном за счет поступления страховых взносов сверх утвержденных объемов и резервированием средств в целях финансового обеспечения расходов на реализацию программ модернизации федеральных государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь.
Остатки средств на 1 января 2011 года составили 486,6 млн. рублей за счет экономии:
- средств обязательного медицинского страхования в размере 334,9 млн. рублей;
- средств нормированного страхового запаса в размере 0,1 млн. рублей;
- неиспользованных на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в размере 41,0 млн. рублей;
- неиспользованных на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан в размере 105,5 млн. рублей;
- по подразделу "Социальное обеспечение населения" в размере 5,0 млн. рублей.
Нормированный страховой запас был сформирован в 2011 году в общей сумме 6 641,9 млн. рублей, на 1 января 2012 года остатки средств нормированного страхового запаса составили в сумме 78,8 млн. рублей.
Доходы бюджета Фонда в 2011 году составили - 348,4 млрд. рублей (что на 12,5 млрд. рублей или 3,7% выше показателя, утвержденного Федеральным законом).
Тарифы страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд в 2011 году установлены в размере 3,1% (увеличены на 2 пункта), предельная величина базы для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица установлена в сумме 463 тыс. рублей.
Страховые взносы составили основу доходов Фонда - 326,6 млрд. рублей (93,7%), превысив доходы 2010 года в 3,6 раза.
Средства федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов в бюджет Фонда поступили в сумме 21,1 млрд. рублей, в том числе 16,3 млрд. рублей на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий страхователей и 4,9 млрд. рублей на финансовое обеспечение мероприятий, входящих в приоритетный национальный проект "Здоровье".
Доходы бюджета Фонда от поступления налогов на совокупный доход составили в 2011 году 591,7 млн. рублей, доходы от размещения временно свободных средств на депозитных счетах в банках - 90,8 млн. рублей, возврата задолженности, пеней и иных финансовых санкций - 11,6 млн. рублей.
Доходы бюджета Фонда от возврата остатков субсидий, субвенций прошлых лет из бюджетов территориальных фондов ОМС и от возврата остатков средств, переданных в предыдущие годы из бюджета Фонда в виде межбюджетных трансфертов в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, составили 48,3 млн. рублей.
Фонд в 2011 году осуществил возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов в федеральный бюджет в сумме 46,9 млн. рублей.
Расходы Фонда в 2011 году составили 310,4 млрд. рублей, что ниже показателя, утвержденного Федеральным законом, на 25,5 млрд. рублей или на 7,6 процента.
Основную часть расходов бюджета ФОМС - 190,4 млрд. рублей (61,3%) - в 2011 году составляют расходы, направленные на реализацию программы модернизации здравоохранения Российской Федерации и на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС - 95,95 млрд. рублей (30,9%).
По всем субъектам Российской Федерации дотации из бюджета Фонда, направленные на выполнение территориальных программ ОМС, превысили утвержденные Федеральным законом показатели за счет средств нормированного страхового запаса, которые в размере 6 083,5 млн. рублей направлялись в 2011 году на увеличение дотаций бюджетам территориальных фондов ОМС на основании постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1219.
Кроме того, средства нормированного страхового запаса в сумме 479,6 млн. рублей были использованы в 2011 году на оплату заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации государственных контрактов по выпуску, персонализации и доставке полисов ОМС единого образца. В 2011 году полисами единого образца обеспечено 10 732 261 застрахованных граждан (7,6% от числа), выпушено 12 016 988 полисов ОМС, в том числе электронных - 963 штуки, бумажных - 12 016 025 штук.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона о бюджете Фонда на программу модернизации было предусмотрено 215,9 млрд. рублей.
Фонд направил в бюджеты территориальных фондов ОМС 190,4 млрд. рублей субсидий на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения в субъектах Российской Федерации.
Комитет по бюджету и налогам отмечает, что по состоянию на 1 января 2012 года в субъектах Российской Федерации было израсходовано 101,5 млрд. рублей, или 53,3% от объема полученных субсидий.
На укрепление материально-технической базы медицинских учреждений было направлено 141,7 млрд. рублей, из них израсходовано 72,2 млрд. рублей, или 50,9%. Это позволило в 2011 году провести капитальный и текущий ремонты в 1912 учреждениях здравоохранения (из 3268 запланированных), принято 34 объекта ранее начатого строительства лечебных учреждений, более трети из которых будут оказывать амбулаторную медицинскую помощь гражданам, в том числе сельскому населению, продолжались работы в 39 учреждениях.
На внедрение стандартов медицинской помощи и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи было направлено 39,2 млрд. рублей, из них израсходовано 27,9 млрд. рублей, или 71,1 процента. В 2011 году из запланированных 156 тыс. единиц медицинского оборудования приобретено 85 тыс. единиц (54,5%) в 4121 учреждение здравоохранения, а также 32 263 единицы компьютерной техники (17%) из 190 тысяч запланированных. Улучшение материальной базы учреждений здравоохранения позволило внедрить стандарты медицинской помощи в 3,2 тысяч учреждений здравоохранения (97%) из запланированных 3,3 тысяч. В среднем в каждом субъекте Российской Федерации внедрено более 20 стандартов медицинской помощи при заболеваниях, являющихся основными причинами высокой смертности и заболеваемости трудоспособного населения, в том числе инсультах, острых инфарктах миокарда, онкологических заболеваний, травмах.
В 2011 году впервые за весь период существования системы ОМС финансирование медицинской помощи, оказываемой по клиническим стандартам, осуществлялось в объемах, позволяющих проводить эффективное лечение пациентов и оплачивать труд медицинских работников в соответствии с трудозатратами и достигнутыми результатами. При этом затраты на медикаменты в структуре стоимости одного случая лечения пациента увеличились в 2 - 3 раза.
В качестве одного из показателей реализации программ модернизации здравоохранения оценивался уровень заработной платы медицинских работников. Врачи-специалисты, оказывающие амбулаторную медицинскую помощь, и работающие с ними средние медицинские работники в 2011 году стали получать дополнительные стимулирующие выплаты. По итогам 2011 года по сравнению с аналогичными данными 2010 года отмечено повышение средней заработной платы врачей с 24,1 тыс. руб. на одного человека до 28,1 тыс. руб. (на 16,4%) и среднего медицинского персонала - с 13,5 тыс. руб. до 15,5 тыс. руб. (на 14,7%).
В рамках региональных программ модернизации здравоохранения в субъектах в 2011 году была проведена углубленная диспансеризация 1123,6 тыс. 14-летних подростков, или 94% от запланированной численности.
На внедрение современных информационных систем в здравоохранение в целях перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца Фондом было направлено 9,5 млрд. рублей, из них израсходовано 1,4 млрд. рублей, или 15,0%.
Программы модернизации федеральных государственных учреждений в 2011 году не реализовывались, т.к. не были разработаны Минздравсоцразвития России. Образовавшиеся остатки средств в бюджете Фонда в сумме 25,5 млрд. рублей в 2012 году направляются на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и мероприятия по модернизации государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, и государственных учреждений, реализующих внедрение современных информационных систем в здравоохранение.
В 2011 году в рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения средства федерального бюджета в сумме 4 890,7 млн. рублей и остатков в сумме 78,7 млн. рублей были направлены на:
- развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний, в части проведения дополнительной диспансеризации 2 873,8 тыс. работающих граждан в сумме 4 042,0 млн. рублей, или 101% к бюджетным назначениям;
- совершенствование медицинской помощи матерям и детям, в части: проведения диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях 325,0 тыс. детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в сумме 921,0 млн. рублей, или 103,4% к бюджетным назначениям;
- оплаты медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни из бюджета Фонда в сумме 18,0 млрд. рублей (100% к бюджетным назначениям);
- формирование здорового образа жизни, в части оплаты медицинской помощи, оказанной в рамках территориальных программ ОМС в Центрах здоровья. На эти цели было направлено 1 728,7 млн. рублей, в том числе на оплату первичных обращений - 1 598,1 млн. рублей, что более чем в 2 раза превышает показатель 2010 года.
В 2011 году в субъектах Российской Федерации функционировало 697 Центров здоровья для взрослых и детей, что на 26 % больше, чем в 2010 году. Количество законченных случаев комплексного обследования при первичных обращениях в среднем по Российской Федерации в 2011 году составило 4 649,8 на один Центр здоровья, увеличилось по сравнению с 2010 годом на 1 284,7 случаев (38,2 %).
Однако необходимо отметить, что в 2011 году план проведения диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, выполнен на 100 и более процентов только в 49 субъектах Российской Федерации, план проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан - только в 66 субъектах Российской Федерации.
Расходы Фонда на финансовое, материально-техническое обеспечение, на осуществление международного сотрудничества по вопросам ОМС и информатизацию системы ОМС составили в 2011 году 598,7 млн. рублей (61,4% к бюджетным назначениям). Неполное использование средств на содержание аппарата связано с осуществлением необходимых процедур по приобретению помещений для нужд Фонда.
Счетная палата РФ в своем заключении на отчет об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2011 год подтверждает исполнение показателей бюджета Фонда, представленных в законопроекте, и отмечает, что исполнение бюджета Фонда осуществлялось в отчетном году в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года, нецелевого использования средств при исполнении бюджета не выявлено.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации следует читать как "29 июня 2010 года"
Однако Счетная палата Российской Федерации отмечает, что в нарушение пункта 19 Устава ФОМС в 1 и 2 кварталах 2011 года заседания правления не проводились, в 4 квартале 2010 года было проведено 3 заседания правления ФОМС, что не соответствует требованиям пункта 19 Устава ФОМС.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе утвердить отчет об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2011 год и принять проект федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.