Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 109055-6 "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2011 год", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 12.07.2012 N 40 Комитет Государственной Думы по охране здоровья (соисполнитель) рассмотрел проект федерального закона N 109055-6 "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2011 год", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
В 2011 году финансовая деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) осуществлялась в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 333-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (далее - Закон). В течение 2011 года изменения в Закон не вносились.
Доходы бюджета ФОМС в 2011 году составили 348,4 млрд. рублей, что на 3,7% выше показателей, утвержденных Законом.
Доходная часть бюджета ФОМС сформирована с учетом установленных с 1 января 2011 года тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) в бюджет ФОМС в размере 3,1 % (в 2010 году - 1,1 процента) и в территориальные фонды - 2 %, а также пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков.
Общий объем страховых взносов на ОМС за 2011 год составил 326,6 млрд. рублей, что в 3,6 раза больше, чем в 2010 году (91 млрд. рублей).
В 2011 году общая сумма ассигнований федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов запланирована в сумме 21,14 млрд. рублей, в том числе:
16,25 млрд. рублей - на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на ОМС для отдельных категорий страхователей;
4,89 млрд. рублей - на финансовое обеспечение мероприятий, входящих в приоритетный национальный проект "Здоровье".
Кассовые расходы бюджета ФОМС за 2011 год, финансовое обеспечение которых осуществлялось за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, составили 21,2 млрд. рублей (с учетом остатков межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, образовавшихся на 1 января 2011 г.).
Расходы Фонда в 2011 году составили 310,4 млрд. рублей, что ниже показателей, утвержденных Законом, на 7,6 процента.
По итогам отчетного года бюджет ФОМС исполнен с профицитом в общей сумме более 38,0 млрд. рублей. Образование профицита связано с поступлением страховых взносов сверх утвержденных объемов, а также с тем, что Программы модернизации федеральных государственных учреждений в 2011 году не были реализованы.
Расходование средств бюджета ФОМС в 2011 году.
В 2011 году на выполнение территориальных программ ОМС в территориальные фонды ОМС были перечислены дотации в сумме 95,9 млрд. рублей (106,8%) за счет перечисления на указанные цели 6,0 млрд. рублей из нормированного страхового запаса в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1219 "О порядке распределения в 2011 году средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования на увеличение дотаций бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования".
Расходы на реализацию мероприятий в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" с учетом остатков средств по состоянию на 1 января 2011 года составили 4,9 млрд. рублей и были направлены на:
- диспансеризацию детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - 0,9 млрд. рублей;
- дополнительную диспансеризацию работающих граждан - 4,0 млрд. рублей.
Мероприятия по диспансеризации в 2011 году проведены в отношении 2 873,8 тыс. работающих граждан и 325,0 тыс. детей-сирот.
Средства ОМС, передаваемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, направлены в отчетном периоде на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни в сумме 18,0 млрд. рублей (100% к бюджетным назначениям).
В 2011 году по целевой статье "Региональные программы модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и программы модернизации федеральных государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь" в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 2396-р бюджетам территориальных фондов ОМС перечислено 190,4 млрд. рублей (100% от запланированного объема), в том числе:
141,7 млрд. рублей - на укрепление материально-технической базы медицинских учреждений;
9,5 млрд. рублей - на внедрение современных информационных систем в здравоохранение в целях перехода на полисы ОМС единого образца;
39,2 млрд. рублей - на внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи.
Следует отметить, что по состоянию на 1 января 2012 года в субъектах Российской Федерации было израсходовано 101,5 млрд. рублей, или 53,3% от объема полученных субсидий. Причины неполного освоения выделенных средств подробно обсуждались на парламентских слушаниях "О ходе реализации региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации" 26 июня 2012 года.
Программы модернизации федеральных государственных учреждений в 2011 году не были реализованы. Остатки средств в сумме 25,5 млрд. рублей направляются на реализацию мероприятий по модернизации государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, в 2012 году.
Расходование средств на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ФОМС и другие мероприятия в 2011 году составило 598,7 млн. рублей (61,4% к бюджетным назначениям).
Комитет Государственной Думы по охране здоровья отмечает, что расходование средств бюджета ФОМС в 2011 году осуществлялось в соответствии с целями, установленными Федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 333-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает проект федерального закона N 109055-6 "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2011 год".
Заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 6 сентября 2012 года (протокол N 14).
Председатель Комитета |
С.В. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.