Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 25 сентября 2012 г. N 3.8-03/1384
на проект федерального закона N 109055-6 "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2011 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2011 год" (далее - Федеральный закон), внесенный Правительством Российской Федерации, принятый Государственной Думой 21 сентября 2012 года (постановление N 825-6 ГД).
Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 12 июля 2012 года и принят 21 сентября 2012 года в первом чтении и в целом. Поправки в Государственную Думу членами Совета Федерации не направлялись.
Федеральным законом утверждается отчет и показатели по исполнению в 2011 году Федерального закона 8 декабря 2010 года N 333-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (далее - Закон).
В 2011 году бюджет Фонда исполнен с профицитом в объеме 38,0 млрд. рублей, который сложился в основном за счет поступления страховых взносов сверх утвержденных объемов и резервированием средств в целях финансового обеспечения расходов на реализацию программ модернизации федеральных государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь.
Бюджет Фонда в 2011 году исполнен по доходам в сумме 348,4 млрд. рублей, что составляет 103,7% от бюджетных назначений и в 3,6 раза превышает доходы бюджета Фонда за 2010 год за счет увеличения с 1 января 2011 года тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) на 2 процентных пункта с 1,1% до 3,1%. Доходы от страховых взносов на ОМС составили 326,6 млрд. рублей или 93,7% в общей сумме доходов.
Трансферты федерального бюджета составили 21,1 млрд. рублей или 100% к бюджетным назначениям, в том числе компенсация выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на ОМС для отдельных категорий страхователей 16,3 млрд. рублей. Как и 2010 году средства федерального бюджета направляются в бюджет Фонда на реализацию двух направлений приоритетного национального проекта "Здоровье": финансового обеспечения дополнительной диспансеризации работающих граждан и диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Бюджет Фонда по расходам исполнен в сумме 310,4 млрд. рублей или на 92,4% от утвержденных Законом расходов.
В целях финансового обеспечения выполнения территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС Фондом направлены дотации в бюджеты территориальных фондов ОМС в сумме 89,87 млрд. рублей (100% от бюджетных назначений), а из средств нормированного страхового запаса в размере 6,08 млрд. рублей. Общий объем трансфертов по данной статье составил 95,95 млрд. рублей.
В 2011 году Фонд направлял в бюджеты территориальных фондов ОМС субсидии на софинансирование региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и в федеральный бюджет на финансовое обеспечение реализации программ модернизации федеральных государственных учреждений. В Законе по данной статье предусмотрены ассигнования в сумме 215,9 млрд. рублей. В соответствии с нормами Закона предоставление и расходование субсидий осуществлялось на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 2396-р, и бюджетам территориальных фондов ОМС в 2011 году перечислено 190,4 млрд. рублей, которые в отчете об исполнении бюджета отражены по трем направлениям:
на укрепление материально-технической базы медицинских учреждений - 141,7 млрд. рублей;
на внедрение современных информационных систем в здравоохранение в целях перехода на полисы ОМС единого образца - 9,5 млрд. рублей;
на внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи - 39,2 млрд. рублей.
Остатки средств в бюджете Фонда в сумме 25,5 млрд. рублей, образовавшиеся в результате того, что программы модернизации федеральных государственных учреждений в 2011 году не реализовывались, будут направлены в 2012 году на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и мероприятия по модернизации государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, и государственных учреждений, реализующих мероприятия, предусмотренные пунктом 2 части 3 статьи 50 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Средства ОМС, передаваемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, направлены в отчетном периоде на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни в сумме 18,0 млрд. рублей или 100% к утвержденным годовым бюджетным ассигнованиям.
В части реализации проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан и диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в 2011 году, как и годом ранее, наблюдается 100% исполнение бюджетных назначений, а также частичное использование остатков средств прошлых лет: 921,0 млн. рублей (103,4% от бюджетных назначений) на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (из них 7,4 млн. рублей остатки средств за предыдущие годы), и 4 042,3 млн. рублей (101,1% от бюджетных назначений) на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан (в том числе за счет использования остатков средств 71,3 млн. рублей).
Расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Фонда составили 0,6 млрд. рублей или 61,4% бюджетным назначениям.
Остатки средств на счетах Фонда на конец 2011 года составили 36,6 млрд. рублей, из них 36,4 млрд. рублей - средства ФОМС и 74,0 млн. рублей - средства федерального бюджета: на дополнительную диспансеризацию работающих граждан (10,7 млн. рублей) и на диспансеризацию пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (63,2 млн. рублей).
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Данный Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации, поскольку затрагивает вопросы финансового регулирования.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что рассматриваемый Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Счетная палата Российской Федерации в своем заключении подтверждает все сведения, содержащиеся в отчете об исполнении бюджета Фонда.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2011 год".
Председатель Комитета |
В.В. Рязанский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.