Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 109605-6 "О внесении изменений в статью 123 Уголовного кодекса Российской Федерации, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 56 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части уточнения положений законодательства, устанавливающих ответственность за незаконное проведение аборта), внесенного депутатами Государственной Думы Е.Б. Мизулиной, О.Н. Епифановой, Е.И. Бычковой, В.В. Кулиевой, Я.Е. Ниловым, Д.В. Саблиным, С.А. Поповым, А.В. Чепой, З.Я. Рахматуллиной, Е.Н. Сенаторовым
Досье на проект федерального закона
В соответствии с поручением Совета Государственной Думы от 22 ноября 2012 г. (протокол N 62, пункт 45) Комитет Государственной Думы по охране здоровья (соисполнитель) рассмотрел проект федерального закона N 109605-6 "О внесении изменений в статью 123 Уголовного кодекса Российской Федерации, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 56 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части уточнения положений законодательства, устанавливающих ответственность за незаконное проведение аборта) (далее - Законопроект).
Согласно законопроекту в Уголовном кодексе Российской Федерации статью 123 "Незаконное проведение аборта" предлагается изложить в новой редакции, устанавливающей ответственность за проведение аборта лицом, ранее привлекавшимся к административной ответственности за нарушение правил проведения абортов, если не истек год с момента вступления в силу решения о назначении административного наказания.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья отмечает, что в Федеральном законе "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" используется термин "искусственное прерывание беременности".
Кроме того, пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъясняется, что повторное совершение однородного административного правонарушения относится к обстоятельствам, отягчающим административную ответственность (статья 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Законопроектом предлагается в статье 6.19 КоАП РФ установить административную ответственность за невыполнение требований, установленных законодательством об охране здоровья граждан в Российской Федерации, выразившееся в нарушении сроков получения информированного добровольного согласия женщины, а также сроков, условий и порядка проведения искусственного прерывания беременности.
На настоящий момент срок получения добровольного согласия женщины при искусственном прерывании беременности законодательством не определен.
Кроме того, порядок проведения искусственного прерывания беременности статьей 56 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не устанавливается.
Также вызывает вопрос применения к юридическому лицу административного наказания в виде приостановления деятельности. Учитывая практику, искусственное прерывание беременности может проводиться в медицинских организациях, оказывающих и иные медицинские услуги.
В связи с отсутствием норм, регулирующих порядок отказа лечащего врача от проведения искусственного прерывания беременности, дополнение КоАП РФ статьей 6.20 (статья 2 Законопроекта), устанавливающей ответственность за нарушение права врача на отказ от проведения искусственного прерывания беременности, несвоевременно.
Исходя из изложенного, Комитет не поддерживает концепцию законопроекта N 109605-6 "О внесении изменений в статью 123 Уголовного кодекса Российской Федерации, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 56 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части уточнения положений законодательства, устанавливающих ответственность за незаконное проведение аборта).
Утверждено на заседании Комитета по охране здоровья 7 февраля 2013 года (протокол N 25).
Председатель Комитета |
С.В. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.