Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по науке, образованию, культуре и информационной политике от 25 марта 2013 г. N 3.9-03/366
на проект федерального закона N 109392-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части ограничения распространения информации о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий (бездействия)"
Досье на проект федерального закона
Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части ограничения распространения информации о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий (бездействия)" (далее - Федеральный закон) внесён депутатами Государственной Думы А.М. Кабаевой, М.А. Мукабеновой под названием "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 3.5 и 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" с целью установления запрета на распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях, информации о несовершеннолетних лицах, пострадавших от противоправных действий (бездействия), позволяющей прямо или косвенно идентифицировать конкретного несовершеннолетнего.
С этой целью Федеральный закон вносит дополнения:
в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" (далее - Закон);
в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП);
в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
Федеральный закон дополняет статью 4 Закона и устанавливает запрет на распространение вне зависимости от наличия согласия несовершеннолетнего или его законного представителя информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), позволяющей прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего. К указанной информации отнесены фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дата его рождения, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, а также иная подобная информация.
В соответствии с положениями Федерального закона вышеуказанная информация может разглашаться с согласия пострадавшего несовершеннолетнего и (или) его законного представителя только в целях защиты его прав и законных интересов. Без согласия пострадавшего несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста, и (или) его законного представителя и в целях защиты его прав и законных интересов указанная информация может быть распространена только в том случае, если получить это согласие невозможно, либо если законный представитель такого несовершеннолетнего сам является подозреваемым или обвиняемым в совершении противоправных действий в отношении этого несовершеннолетнего.
Кроме того, Федеральный закон особо оговаривает, что распространение информации, относящейся к несовершеннолетнему потерпевшему от преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, допускается только в целях расследования преступления, установления лиц, причастных к совершению преступления, розыска пропавших несовершеннолетних в объеме, необходимом для достижения указанных целей, и с разрешения следователя или дознавателя (ст.161 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации), а также с соблюдением требований статьи 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Федеральный закон также устанавливает, что ответственность за распространение сведений о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия) средство массовой информации будет нести также в том случае, если указанные сведения ранее уже были распространены другим средством массовой информации.
Федеральный закон дополняет статью 13.15 КоАП частью 3 и устанавливает санкции за распространение информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), или нарушение порядка распространения такой информации в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
Федеральный закон дополняет перечень видов информации, запрещенной к распространению среди детей, содержащийся в статье 5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", вышеуказанной информацией о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), позволяющей прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.
В соответствии с вносимым Федеральным законом дополнением в статью 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", информация о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами, является основанием для включения содержащего эту информацию сайта в сети Интернет в "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" в ускоренном, досудебном порядке - на основании уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
В целом положения Федерального закона направлены на защиту от психических травм детей, пострадавших от противоправных действий, на недопущение злоупотреблений по отношению к детям со стороны их законных представителей и на недопущение злоупотребления массовой информацией.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как не содержит вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, Комитет по науке, образованию, культуре и информационной политике рекомендует одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части ограничения распространения информации о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий (бездействия)".
Первый заместитель |
В.С. Косоуров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.