Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 332345-6 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются Федеральным законом от 29 декабря N 218-ФЗ "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "от 29 декабря 1999 г."
Согласно части 2 статьи 138 Конституции Республики Тыва в республике образованы 17 муниципальных районов и 2 городских округа, население республики составляет 310 460 человек.
Мировая юстиция республики включает в себя 16 судебных участков и 16 должностей мировых судей. Законом Республики Тыва от 30 декабря 2000 года N 813 "О судебных участках и должностях мировых судей Республики Тыва" 8 судебных участков мировых судей созданы в городском округе "Город Кызыл" - столице Республики Тыва, 8 судебных участков в 8 муниципальных районах республики.
Мировым судьей одного судебного участка рассматривается большое количество судебных дел, так за последние три года нагрузка по количеству рассмотренных дел в среднем на одного судью составляет: по административным - 2509 дел, по гражданским - 3493 дел и по уголовным - 126 дел.
В 10 муниципальных образованиях (из 19) судебные участки отсутствуют.
Очевидно, что данный пробел законодательства не позволяет в полной мере обеспечить реализацию конституционного права каждого гражданина России на своевременную судебную защиту.
Критичность ситуации в сфере мировой юстиции складывается из суммарной совокупности многих составляющих. Так, следствием низкой плотности населения республики (1,84 человека на кв. м.) является отдаленность многих административных центров муниципальных районов друг от друга и от столицы республики.
Протяженность между судебными участками и населенными пунктами районов составляет значительные расстояния, что в комплексе с существующими проблемами транспортного сообщения и климатическими условиями, особенно в зимний период, затрудняет полноценный доступ населения к судебным участкам.
Так, например:
село Тоора-Хем Тоджинского кожууна, где отсутствует судебный участок, расположено в 285 километрах от города Кызыла (отнесено к районам Крайнего Севера);
село Мугур-Аксы Монгун-Тайгинского кожууна - в 480 километрах от города Кызыла (отнесено к районам Крайнего Севера);
село Эрзин Эрзинского кожууна - в 220 километрах;
село Хову-Аксы Чеди-Хольского кожууна - в 125 километрах.
Транспортное сообщение с Тоджинским, Монгун-Тайгинским кожуунами носит сезонный характер во многом из-за отсутствия асфальтированной дороги и воздушного сообщения.
Возможность перераспределения имеющегося количества мировых участков при действующем административно-территориальном делении и фактической численности населения Республики Тыва отсутствует.
Нагрузка действующего состава мировой юстиции огромна, фактически физически невозможно рассмотрение дел без волокиты, т.к. судебная статистика неуклонно демонстрирует повышение общего количества дел, рассмотренных мировой юстицией республики.
Отсутствие необходимого количества судебных участков не самым благоприятным образом сказывается и на качестве тех дел, которые все таки рассматриваются, т.к. у судьи реально сокращается время рассмотрения и оформления того или иного дела.
По смыслу конституционных норм и норм федерального законодательства, которыми обусловлено содержание самого института мировой юстиции, мировой судья должен функционировать в том муниципальном образовании, в котором проживает гражданин.
Исходя из распределения населения по административно-территориальным образованиям Республики Тыва в целях обеспечения доступа граждан к правосудию, своевременного и качественного отправления правосудия, выравнивания нагрузки законопроектом предусматривается увеличение установленного числа мировых судей и количества судебных участков в Республике Тыва на 10 единиц - с 16 до 26.
В Республике Тыва в настоящее время созданы судебные участки в 16 муниципальных образованиях:
N п/п |
Наименования муниципальных образований Республики Тыва |
Численность населения в районах (чел.) |
Количество судов общей юрисдикции |
Количество мировых судебных участков (по 1 мировому судье на каждом судебном мировом участке) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
г. Кызыл |
110000 |
|
8 |
2 |
Бай-Тайгинский р-н |
12472 |
|
|
3 |
Барун-Хемчикский р-н |
26000 |
|
|
4 |
Дзун-Хемчикский р-н |
20810 |
|
|
5 |
Каа-Хемский р-н |
12738 |
|
|
7 |
Пий-Хемский р-н |
11900 |
|
|
8 |
Тандинский р-н |
13600 |
|
|
9 |
Улуг-Хемский р-н |
19300 |
|
|
10 |
Монгун-Тайгинский р-н |
6303 |
|
- |
11 |
Овюрский р-н |
7157 |
|
- |
12 |
Сут-Хольский р-н |
9251 |
|
- |
13 |
Тере-Хольский р-н |
1936 |
|
- |
14 |
Тес-Хемский р-н |
8978 |
|
- |
15 |
Тоджинский р-н |
6068 |
|
- |
16 |
Чаа-Хольский р-н |
6003 |
|
- |
17 |
Чеди-Хольский р-н |
7704 |
|
- |
18 |
Эрзинский р-н |
8691 |
|
- |
Дополнительные должности мировых судей предполагается распределить по следующим административно-территориальным образованиям:
N п/п |
Наименования муниципальных образований Республики Тыва |
Численность населения в районах (чел.) |
Количество судов общей юрисдикции |
Необходимо создать судебных участков (по 1 мировому судье на каждом судебном мировом участке) |
1 |
г. Кызыл |
110000 |
|
|
2 |
Монгун-Тайгинский р-н |
6303 |
|
|
3 |
Овюрский р-н |
7157 |
|
|
4 |
Сут-Хольский р-н |
9251 |
|
|
5 |
Тере-Хольский р-н |
1936 |
|
|
6 |
Тес-Хемский р-н |
8978 |
|
|
7 |
Тоджинский р-н |
6068 |
|
|
8 |
Чаа-Хольский р-н |
6003 |
|
|
9 |
Чеди-Хольский р-н |
7704 |
|
|
10 |
Эрзинский р-н |
8691 |
|
|
В случае принятия данного проекта федерального закона органы государственной власти Республики Тыва дополнительно обеспечат выделение 30 штатных единиц аппарата мировых судей, материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей, в том числе обучение вновь назначенных судей (в соответствии с частью 3 статьи 20.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статьей 12.1 Конституционного закона Республики Тыва "О мировых судьях в Республике Тыва").
Статус правового государства подразумевает возможность защиты нарушенных прав, свобод и интересов каждого гражданина России в судебном порядке независимо от того, проживает он в городской или сельской местности, свободная реализация права на судебную защиту закрепляет веру граждан России в торжество закона, Конституции, порядка и справедливости.
Создание судебных участков мировых судей в указанных выше труднодоступных и отдаленных местностях республики позволит обеспечить полноценную реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на судебную защиту путем обращения к мировым судьям жителей 10 муниципальных образований республики.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"
Расчет финансовых затрат на содержание десяти дополнительных мировых судей произведен на основании пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 г. N 3132-1 (в ред. от 25.12.2012 г.) "О статусе судей в Российской Федерации" и статьи 10 Федерального закона от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "О мировых судьях в Российской Федерации" и включает обеспечение ежемесячного денежного вознаграждения и других выплат, осуществляемых за счет средств фонда оплаты труда и социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами.
Ежемесячное денежное вознаграждение судьи состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью судьи (далее - должностной оклад), месячного оклада судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом (далее - оклад за квалификационный класс), ежемесячного денежного поощрения, ежемесячной доплаты за выслугу лет, ежемесячных доплат за ученую степень кандидата юридических наук, доктора юридических наук, за ученое звание доцента, профессора, за почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, ежемесячной доплаты за знание иностранных языков и их использование при исполнении должностных обязанностей.
Ежемесячное денежное вознаграждение судьи:
должностной оклад мирового судьи по состоянию на 01 марта 2013 года - 19257,93 руб. (приложение 7 к закону РФ "О статусе судей в РФ")
Оклад за квалификационный класс (девятый квалификационный класс - 30 процентов; восьмой квалификационный класс - 40 процентов; седьмой квалификационный класс - 50 процентов):
19257,93 руб. х 50 процентов = 9628,97 руб.
Ежемесячное денежное поощрение - 130 процентов (приложение 7 к закону РФ "О статусе судей в РФ")
19257,93 руб. х 130 процентов = 25035,31 руб.
Ежемесячная доплата за выслугу лет (от 2 до 5 лет - 15 процентов; от 5 до 10 лет - 25 процентов; от 10 до 15 лет - 30 процентов; от 15 до 20 лет - 40 процентов; свыше 20 лет - 50 процентов):
19257,93 руб. х 50 процентов = 9628,97 руб.
Ежеквартальное денежное поощрение выплачивается в размере ежемесячного денежного поощрения умноженное на 4/12 (п. 1 ст. 19 закон "о статусе судей РФ")
(19257,93 руб. х 130 процентов) х 4/12 = 8345,10 руб.
Районный коэффициент (40 процентов - Постановление Правительства РФ от 18 июля 1994 г. N 856, 50 процентов - Постановление Правительства РФ от 18 июля 1994 г. N 857, 65 процентов - Постановление Правительства РФ от 18 июля 1994 г. N 858; Распоряжение Совета Министров РСФСР от 19 марта 1969 г. N 562-р):
65 процентов (Монгун-Тайгинский район) - (19257,93 + 9628,97 + 25035,31 + 9628,97 + 8345,10) х 65% = 46732,58 руб.;
50 процентов (Тере-Хольский и Тоджинский район) - (19257,93 + 9628,97 + 25035,31 + 9628,97 + 8345,10) х 50% = 35948,14 руб.;
40 процентов (остальные районы, также г. Кызыл) - (19257,93 + 9628,97 + 25035,31 + 9628,97 + 8345,10) х 40% = 28758,51 руб.;
Процентная надбавка к денежному вознаграждению для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям (50 процентов - Указ Президента РФ от 16 мая 1994 г. N 945; 80 процентов - Указ Президента РФ от 16 мая 1994 г. N 946, Указ Президента РФ от 16 мая 1994 г. N 947):
80 процентов (Монгун-Тайгинский, Тере-Хольский и Тоджинский район) - (19257,93 + 9628,97 + 25035,31 + 9628,97 + 8345,10) х 80% = 57517,02 руб.;
50 процентов (остальные районы, также г. Кызыл) - (19257,93 + 9628,97 + 25035,31 + 9628,97 + 8345,10) х 50% = 35948,14 руб.;
Итого денежное вознаграждение десяти мировых судей в месяц:
Монгун-Тайгинский район - (19257,93 + 9628,97 + 25035,31 + 9628,97 + 8345,10 + 46732,58 + 57517,02) х 1 штатная единица мирового судьи = 176145,88 руб.;
Тере-Хольский и Тоджинский район - 19257,93 + 9628,97 + 25035,31 + 9628,97 + 8345,10 + 35948,14 + 57517,02 - 165361,44 руб. х 2 штатных единицы мирового судьи = 330722,88 руб.;
Остальные районы, также г. Кызыл - 19257,93 + 9628,97 + 25035,31 + 9628,97 + 8345,10 + 28758,51 +35948,14 = 136602,93 руб. х 7 штатных единиц мирового судьи = 956220,51 руб.;
Всего денежное вознаграждение десяти мировых судей в год:
(176145,88 руб. + 330722,88 руб. + 956220,51 руб.) х 12 = 17557071,24 руб.
Сумма отчислений во внебюджетные фонды в год составляет 489514,14 руб. (17557071,24 х 0,2% + 568000 х 8% х 10 штатных единиц мировых судей).
Социальные выплаты:
- санаторно-курортное лечение судей и членов их семей на приобретение путевок, выплату компенсации за неиспользованное право на санаторно-курортное лечение действующим судьям;
- стоимость проезда к месту отдыха и обратно;
- расходы на медицинское страхование; страхования жизни и имущества.
Санаторно-курортное лечение судей и членов их семей на приобретение путевок, выплату компенсации за неиспользованное право на санаторно-курортное лечение действующим судьям - 3000 руб. х 10 штатных единиц мировых судей х 21 дней = 630000 руб.;
Членам их семей 2 чел. х 10 х 3000 руб. х 21 дней = 1260000 руб.;
Итого: 1890000 руб.
Оплата проезда месту отдыха и обратно - 30000 руб. (г. Москва) в год х 10 штатных единиц мировых судей = 300000 руб.;
членам их семей 2 чел. х 10 х 30000 руб. = 600000 руб.
Итого: 900000 руб.
Страхование жизни - 1494,12 руб. в год х 10 штатных единиц мировых судей = 14941,20 руб.
Итого: 14941,20 руб.
Расходы на медицинское страхование - 4558,20 руб. в год х 10 штатных единиц мировых судей = 45582 руб.;
членам их семей 2 чел. х 10 х 4558,20 руб. = 91164 руб.;
Итого: 136746 руб.
Страхование имущества - 1566,60 руб. в год х 10 штатных единиц мировых судей = 15666 руб.
Итого: 15666 руб.
Всего расходы на содержание десяти мировых судей в год за счет федерального бюджета составят 17557071,24 + 489514,14 + 1890000 + 900000 + 14941,20 + 136746 + 15666 = 21003938 (двадцать один миллион три тысячи девятьсот тридцать восемь) рублей 58 копеек.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.