Официальный отзыв Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 2-ВС-2787/12
на проект федерального закона "на проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за пропаганду наркотических средств и психотронных веществ"
Досье на проект федерального закона
Представленный проект федерального закона рассмотрен в Верховном Суде Российской Федерации в соответствии со статьёй 8 Федерального закона "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" и пунктом "к" части первой статьи 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в части, касающейся внесения изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что пропаганда наркотических средств и психотропных веществ внедрилась во все сферы жизни нашего общества и стремительно ведёт к наркотизации населения, в то время как правовая база противодействия этому явлению остаётся неэффективной, предусмотренные меры административной ответственности являются декларативными, размеры наказаний - незначительными, а случаи их применения - единичными.
В целях противодействия пропаганде наркотических средств и психотропных веществ законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации статьей 228.5 "Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры", тем самым криминализировав деяния, ответственность за которые в настоящее время предусмотрена статьей 6.13 КоАП РФ.
По существу законопроекта необходимо отметить следующее.
Запрет пропаганды наркотических средств и психотропных веществ установлен в ряде нормативных актах, в частности, в статье 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", статье 46 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", статьях 7, 24 Федерального закона "О рекламе" и подкреплён административной ответственностью за нарушение такого запрета (статья 6.13 КоАП РФ).
Однако эффективность этих законоположений зависит от действенности механизма контроля за исполнением указанных нормы и применения государством мер, обеспечивающих реализацию принципа неотвратимости ответственности.
Изложенные в пояснительной записке к законопроекту факты, указывающие на масштабы пропаганды наркотических средств и психотропных веществ, в совокупности с приведёнными статистическими данными о незначительном количестве лиц, привлечённых к административной ответственности, по нашему мнению, могут свидетельствовать в первую очередь о несовершенстве механизма контроля и недостатках правоохранительной деятельности.
Поскольку принцип неотвратимости ответственности не действует автоматически, то сама по себе криминализация деяний не сможет послужить гарантией противодействия этому виду правонарушения.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, деяния, предусмотренные в настоящее время статьёй 6.13 КоАП РФ, будут криминализированы, и ответственность за них будет наступать только по статье 228.5 УК РФ. Однако при подготовке законопроекта не учтено, что указанной административной нормой ответственность предусмотрена не только для граждан, но и для должностных лиц, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также юридических лиц. В отношении последних Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 417-ФЗ санкции за пропаганду наркотических средств и психотропных веществ существенно увеличены. В частности, юридическому ищу наказание по статье 6.13 КоАП РФ может быть назначено в виде штрафа в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для её изготовления либо в виде административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток также с конфискацией рекламной продукции и оборудования.
По данным государственной статистической отчётности по 155 делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 6.13 КоАП РФ, рассмотренным в 2011 г. судами общей юрисдикции, были подвергнуты наказанию 77 лиц, из них 11 - юридические лица, 9 - должностные лица, 39 - лица, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, 18 - иные физические лица. Административное наказание в виде приостановления деятельности применялось в 16 случаях. Суммы штрафов, наложенные по вынесенным постановлениям, составили 5 235 000 рублей.
Российским законодательством уголовная ответственность юридических лиц не предусмотрена. В случае принятия законопроекта юридические лица будут исключены из сферы действия административной ответственности, и пропаганда наркотических средств и психотропных веществ юридическими лицами станет ненаказуема, что, по нашему мнению, не согласуется с концепцией законопроекта.
С учётом изложенного законопроект Верховным Судом Российской Федерации не поддерживается.
|
Л.Я. Петроченков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.