Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по промышленности
на проект федерального закона N 110530-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" в части обеспечения безопасной утилизации самоходных сельскохозяйственных и лесохозяйственных машин, строительной и дорожной техники"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 110530-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" в части обеспечения безопасной утилизации самоходных сельскохозяйственных и лесохозяйственных машин, строительной и дорожной техники", внесённый депутатами Государственной Думы В.В. Гутеневым, А.В. Кнышовым, В.К. Гартунгом, А.Ю. Мурга, А.Н. Абалаковым, Комитет Государственной Думы по промышленности отмечает:
Законопроектом предлагается создать систему безопасной утилизации утративших свои потребительские свойства и выбывших из эксплуатации самоходных сельскохозяйственных и лесохозяйственных машин, строительной и дорожной техники (далее - машины и техника), основанную на уплате импортерами, производителями или владельцами машин утилизационного сбора, подлежащего зачислению в доходную часть федерального бюджета.
Законопроектом предлагается Правительству Российской Федерации определять перечень машин и техники, в отношении которых устанавливаются требования по уплате утилизационного сбора, и порядок компенсации затрат организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты машинами и техникой потребительских свойств и выбытия их из эксплуатации.
При этом законопроектом предусматриваются случаи освобождения от уплаты утилизационного сбора, в том числе за машины и технику, производители которых приняли на себя обязательства самостоятельно обеспечить последующую безопасную их утилизацию.
По мнению Комитета, рассматриваемый законопроект соответствует проводимой в настоящее время государственной политике по созданию экономических стимулов для вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов.
Так, в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится проект федерального закона N 584399-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами", внесенный Правительством Российской Федерации, которым предлагается ввести обязанность производителя (импортера) продукции обеспечивать использование, обезвреживание и (или) захоронение произведенной (ввезенной) продукции, утратившей потребительские свойства.
Введение обязательной безопасной утилизации утративших потребительские свойства товаров (в том числе машин и техники) будет способствовать созданию новых утилизационных мощностей и, как следствие, новых рабочих мест, улучшению экологической ситуации в стране, а также снижению себестоимости продукции при использовании в её производстве вторичного сырья.
В тоже время Комитет обращает внимание на следующее:
1. Рассматриваемый законопроект практически полностью повторяет нормы статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", которой введена в действие система безопасной утилизации колесных транспортных средств, также основанная на уплате утилизационного сбора, подлежащего зачислению в доходную часть федерального бюджета.
Однако утилизация машин и техники имеет свою специфику:
- машины и техника не регистрируются в органах ГИБДД, функции по их регистрации отнесены к ведению субъектов Российской Федерации;
- организации-сельхозтоваропроизводители имеют право самостоятельно утилизировать вышедшие из эксплуатации сельскохозяйственные машины с демонтажем не исчерпавших свой ресурс элементов и повторным их использованием;
- большие габаритные размеры машин и техники делают затруднительным доставку вышедших из эксплуатации машин и техники до пункта утилизации без привлечения средства транспортировки.
Указанная специфика может потребовать уточнения положений законопроекта в части создания эффективных механизмов контроля за уплатой утилизационного сбора, расширения перечня организаций и индивидуальных предпринимателей имеющих право утилизации машин и техники, учета транспортных расходов при утилизации машин и техники.
2. В соответствии с пояснительной запиской к рассматриваемому законопроекту "степень физического износа сельскохозяйственных машин, находящихся в настоящее время в эксплуатации, составляет около 70%, это приводит к загрязнению атмосферного воздуха, почвы, а также оказывает токсическое воздействие на человека. Около 60% сельскохозяйственных машин работают с истекшим сроком эксплуатации, т.е. старше 10 лет, что негативно отражается на конкурентоспособности отечественных сельхозпроизводителей, а также является сдерживающим фактором роста производительности труда".
Однако в соответствии со статьей 2 законопроекта обязательства по утилизации возникнут только в отношении машин и техники, паспорта самоходных машин на которые выданы после вступления в силу рассматриваемого законопроекта а, следовательно, у производителей машин обязанность по их утилизации возникнет в среднем через 10 лет и более, т.е. после истечения сроков эксплуатации новых машин и техники, при этом обязанность утилизировать уже находящиеся в эксплуатации машины и технику законопроект не устанавливает.
В связи с этим Комитет предлагает для достижения заявленных законопроектом целей, учитывая длительный эксплуатационный срок машин и техники, изучить возможность утилизации уже находящихся в эксплуатации и выработавших свой ресурс машин и техники за счет средств утилизационного сбора.
3. Законопроектом предлагается создать "механизм финансового обеспечения последующей утилизации машин путем уплаты утилизационного сбора в доходную часть федерального бюджета".
Такой подход также не в полной мере решает вопросы обеспечения утилизации машин и техники, в связи с тем, что, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, уплата утилизационного сбора в доходную часть федерального бюджета не влечет за собой обязательств по использованию этих средств для целей утилизации машин и техники.
Как один из вариантов решения данного вопроса, Комитет предлагает рассмотреть возможность создания государственного внебюджетного фонда для финансирования утилизации машин и техники.
Указанные замечания могут быть устранены при доработке законопроекта ко второму чтению.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по промышленности поддерживает проект федерального закона N 110530-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" в части обеспечения безопасной утилизации самоходных сельскохозяйственных и лесохозяйственных машин, строительной и дорожной техники" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.В. Собко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.