Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества от 25 декабря 2012 г. N 3.1-05/2953
на проект федерального закона N 116827-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", принятому Государственной Думой 18 декабря 2012 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества в соответствии со статьями 30 и 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон).
Проект данного Федерального закона был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 25 июля 2012 года Правительством Российской Федерации и принят Государственной Думой 18 декабря 2012 года.
Федеральный закон уточняет правила исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности, порядок исчисления размера административного штрафа за недекларирование по установленной форме товаров, а также порядок определения стоимости изъятых вещей.
Федеральный закон вносит изменения в статьи 4.5 "Давность привлечения к административной ответственности", 16.2 "Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров" и 27.11 "Оценка стоимости изъятых вещей и других ценностей" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июля 2010 года N 15-П.
Указанное Постановление признает положения части 1 статьи 16.2 и части 2 статьи 27.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в их взаимосвязи не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 1), 19 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3), 54 (часть 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования позволяют при оценке стоимости товара, перемещаемого физическим лицом через таможенную границу Российской Федерации и предназначенного для личного пользования, в целях определения наличия состава административного правонарушения (недекларирование товаров), а также исчисления размера административного штрафа использовать его рыночную стоимость на территории Российской Федерации и в стоимость товара для указанных целей включать стоимость всего перемещаемого товара, в том числе и ту ее часть, которая разрешена к ввозу без письменного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов.
Кроме того, данное Постановление Конституционного Суда Российской Федерации признает часть 4 статьи 4.5 Кодекса не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 1), 19 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащаяся в ней норма позволяет в случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения исчислять срок давности привлечения к административной ответственности со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.
Так, Федеральный закон дополняет статью 16.2 Кодекса примечанием, согласно которому для исчисления размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 данной статьи, за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, используется стоимость товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза. При этом из указанной стоимости исключается стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
Одновременно Федеральным законом часть 2 статьи 27.11 Кодекса излагается в новой редакции, предусматривающей исключение из общего порядка определения стоимости изъятых вещей порядка определения стоимости изъятых товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза, в отношении которых используется таможенная стоимость, определенная в соответствии с главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Федеральный закон также излагает в новой редакции часть 4 статьи 4.5 Кодекса, предусматривающей, что в случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки давности привлечения к административной ответственности, предусмотренные частью 1 данной статьи Кодекса, начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении - со дня его обнаружения).
Кроме того, изменения, вносимые Федеральным законом в часть 1 статьи 4.5 Кодекса, увеличивают срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о техническом регулировании до одного года.
Принятие Федерального закона позволит привести положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, Комитет Совета Федерации по экономической политике предлагают одобрить данный Федеральный закон.
По заключению Правового управления Аппарата Совета Федерации рассматриваемый Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Председатель Комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.