Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 26 апреля 2013 г. N 3.8-04/674
по Федеральному закону "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел в части вопросов своего ведения Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 23 апреля 2013 года.
Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 25 июля 2012 года с наименованием "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования бюджетного процесса и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и принят 23 ноября 2012 года в первом чтении, 19 апреля 2013 года во втором чтении и 23 апреля 2013 года в третьем чтении.
В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению членами Совета Федерации было направлено 14 поправок, восемь из которых приняты Государственной Думой.
Федеральный закон подготовлен в целях создания правовой базы для перехода к формированию бюджетов на основе программно-целевого принципа и совершенствования бюджетного процесса.
В этой связи Федеральным законом вносятся изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, а также уточняются взаимоувязанные нормы более сорока законодательных актов. Изменения касаются вопросов разработки и реализации государственных (муниципальных) программ, порядка формирования и применения бюджетной классификации, составления и утверждения бюджетов в формате программ, предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), а также процедурных вопросов рассмотрения палатами Федерального Собрания Российской Федерации проектов бюджетов и отчетов об их исполнении. Федеральным законом вводится норма, предусматривающая, что внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, равно как и в Налоговый кодекс Российской Федерации, осуществляется самостоятельными федеральными законами, а не посредством включения корректирующих норм в тексты каких-либо федеральных законов.
Поддерживая введение государственных (муниципальных) программ как инструмента повышения эффективности и прозрачности бюджетных расходов, Комитет отмечает, что положения Федерального закона, касающиеся процедурных вопросов рассмотрения проектов федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов, носят неоднозначный характер и могут повлечь двоякое толкование и сложность в практическом применении.
Новая норма, добавленная в статью 145 "Порядок составления, представления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов" Бюджетного кодекса Российской Федерации, гласит, что "Совет Федерации в соответствии с Регламентом Совета Федерации направляет принятые Государственной Думой федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в Комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение бюджета.". Данная формулировка носит незаконченный характер и нуждается в редакционной доработке, на что также указывало в своем заключении от 17 апреля 2013 года N 3.7-6/451 Правовое управление Аппарата Государственной Думы.
Помимо этого, оставлен без внимания абзац пятый пункта 4 статьи 205 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в котором говорится, что "поправки по межбюджетным трансфертам бюджетам субъектов Российской Федерации рассматриваются в Комитете по бюджету только после их предварительного рассмотрения Комитетом Совета Федерации по бюджету". В настоящее время Советом Федерации образован Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам. Каких-либо сокращений наименований или кратких названий, как это предусмотрено в части наименования Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, по тексту Бюджетного кодекса Российской Федерации не приводится. На необходимость внесения данного изменения Комитет указывал в своем отзыве от 23 августа 2012 года N 3.8.-06/1247 на этапе предварительного рассмотрения проекта Федерального закона.
Кроме того, Комитет обращает внимание, что Федеральный закон имеет внутренние противоречия и содержит множественные перекрестные ссылки, ссылки на отсутствующие в действующем законодательстве либо противоречащие нормы, которые в свою очередь также изменяются Федеральным законом.
По тексту Федерального закона имеются расхождения в обозначении одного и того же федерального органа исполнительной власти. Так в главе 17 Бюджетного кодекса Российской Федерации применительно к бюджетам государственных внебюджетных фондов речь идет о федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. В то же время, Федеральным законом вносятся изменения в иные главы Бюджетного кодекса Российской Федерации, где в отношении бюджетов государственных внебюджетных фондов применяется термин "федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий координацию деятельности государственных внебюджетных фондов Российской Федерации".
Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении также отмечает ряд замечаний правового характера.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы финансового регулирования пункт в) статьи 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации поддержать Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса".
Председатель Комитета |
В.В. Рязанский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.