Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества от 8 июля 2013 г. N 3.1-06/2090
по Федеральному закону "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятому Государственной Думой 2 июля 2013 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества в соответствии со статьями 30 и 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
Проект данного Федерального закона был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 25 июля 2012 года Правительством Российской Федерации и принят Государственной Думой 26 октября 2012 года в первом чтении, 2 июля 2013 года - во втором и третьем чтениях. В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению членом Совета Федерации В.Б. Рушайло направлены в Государственную Думу 9 поправок (отклонены).
Федеральный закон направлен на совершенствование системы государственного и муниципального финансового контроля, необходимой для повышения качества управления общественными финансами, а также ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Проект данного Федерального закона был подготовлен в соответствии с разделом IX Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р.
В этих целях Федеральный закон вносит изменения Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 7 мая 2013 года N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). В частности, изменения последнего направлены на совершенствование системы административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.
Так, Федеральный закон вводит в КоАП РФ 16 новых статей, а именно: 15.15.1 "Неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом", 15.15.2 "Нарушение условий предоставления бюджетного кредита", 15.15.3 "Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов", 15.15.4 "Нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций", 15.15.5 "Нарушение условий предоставления субсидий", 15.15.6 "Нарушение порядка представления бюджетной отчетности", 15.15.7 "Нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет", 15.15.8 "Нарушение запрета на предоставление бюджетных кредитов и (или) субсидий", 15.15.9 "Несоответствие бюджетной росписи сводной бюджетной росписи", 15.15.10 "Нарушение порядка принятия бюджетных обязательств", 15.15.11 "Нарушение сроков доведения бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств", 15.15.12 "Нарушение запрета на размещение бюджетных средств", 15.15.13 "Нарушение сроков обслуживания и погашения государственного (муниципального) долга", 15.15.14 "Нарушение срока направления информации о результатах рассмотрения дела в суде", 15.15.15 "Нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания" и 15.15.16 "Нарушение исполнения платежных документов и представления органа Федерального казначейства". Дополняется также новой частью 20 статья 19.5 "Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)" КоАП РФ, излагается в новой редакции статья 15.14 "Нецелевое использование бюджетных средств", статья 15.15 "Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита", и признается утратившей силу статья 15.16 "Нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами" КоАП РФ.
Одновременно Федеральный закон вносит изменения в статьи 23.1 "Судьи", 23.5 "Налоговые органы", 23.7 "Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере", 28.3 "Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях" КоАП РФ, а также дополняет КоАП РФ новой статьей 23.7.1 "Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере" КоАП РФ, которые направлены на обеспечение механизма реализации новых норм.
Кроме того, Федеральный закон вносит изменения в статьи 4.5 "Давность привлечения к административной ответственности" и 28.7 "Административное расследование" КоАП РФ, предусматривающие возможность проведения административного расследования в случаях, если после выявления административного правонарушения в области бюджетного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, и увеличение срока давности привлечения к административной ответственности с 1 года до 3 лет за совершение административных нарушений в указанной области.
Федеральный закон вносит изменения в статью 3.5 "Административный штраф", предусматривающие возможность назначения повышенных штрафных санкций на граждан за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 новой статьи 15.15.5 КоАП РФ, а также возможность исчисления административного штрафа в величине кратной сумме средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению, либо сумме бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо сумме платы за пользование бюджетным кредитом, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо сумме полученного бюджетного кредита, либо сумме полученной бюджетной инвестиции, либо сумме полученной субсидии, либо сумме средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо сумме средств незаконно произведенных операций.
Согласно статье 5 рассматриваемого Федерального закона вносимые в КоАП РФ изменения вступят в силу со дня официального опубликования Федерального закона, за исключением изменений, вносимых в часть 1 статьи 3.5, в часть 1 статьи 23.5 и части 2 новой статьи 15.15.5 КоАП РФ, которые вступят в силу с 8 августа 2013 года. Таким образом, изменения в часть 2 статьи 23.1 КоАП РФ вступят в силу со дня официального опубликования данного Федерального закона.
В то же время необходимо отметить, что 2 июля 2013 года Государственной Думой принят в третьем чтении Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (проект N 248585-6), который также вносит изменения в часть 2 статьи 23.1 КоАП РФ и вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания".
Полагаем, что в случае, если рассматриваемый Федеральный закон будет опубликован раньше Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (проект N 248585-6), в КоАП РФ может возникнуть внутренне противоречие, так как ссылка на новую часть 20 статьи 19.5 КоАП РФ, предусматривающую альтернативный вид ответственности для должностных лиц в виде дисквалификации на срок от одного года до двух лет за невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного финансового контроля, относящая к компетенции судей рассмотрение дел об указанных административных правонарушениях, в части 2 статьи 23.1 КоАП РФ, не будет учтена.
Рассматриваемый Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.