Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по экономической политике от 8 июля 2013 г. N 3.6-04/744
по Федеральному закону "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по экономической политике рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 2 июля 2013 года, и отмечает следующее.
Федеральный закон направлен на реализацию положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах о необходимости обеспечения прозрачности и открытости бюджета и бюджетного процесса для общества.
В этих целях в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения по следующим основным направлениям:
уточнение бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению финансового контроля;
уточнение понятия и содержания государственного (муниципального) финансового контроля, как контроля за бюджетными правоотношениями, а также определение границ его правового регулирования, методов и объектов государственного (муниципального) финансового контроля;
установление видов бюджетных и административных нарушений и мер ответственности за каждое нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Федеральным законом определен статус и полномочия трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений как совещательного органа, включающего депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации и представителей Правительства Российской Федерации. В этих целях статья 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 9, определяющим, что проекты нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, (распределение которых между бюджетами субъектов Российской Федерации не утверждено федеральным законом о федеральном бюджете), до их рассмотрения Правительством Российской Федерации подлежат рассмотрению вышеуказанной трехсторонней комиссией.
Новая редакция статьи 153 Бюджетного кодекса определяет бюджетные полномочия законодательных (представительных) органов. Они рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и отчеты об их исполнении, осуществляют контроль в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения соответствующих бюджетов на своих заседаниях, заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, в ходе проводимых законодательными (представительными) органами слушаний и в связи с депутатскими запросами, формируют и определяют правовой статус органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляют другие полномочия. Наряду с Бюджетным кодексом бюджетные полномочия законодательных (представительных) органов регулируются также ранее созданной законодательной базой в области финансового контроля (Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 77-ФЗ "О парламентском контроле", Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований"), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Бюджетный кодекс дополнен новыми главами (глава 29 "Общие положения о бюджетных нарушениях и применении бюджетных мер принуждения" и глава 30 "Виды бюджетных нарушений и бюджетные меры принуждения, применяемые за их совершение"), определяющими понятие бюджетного нарушения и устанавливающими различные бюджетные меры принуждения за совершение бюджетного нарушения.
Статьей 2 Федерального закона вносится ряд изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на конкретизацию и усиление ответственности за различные виды нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации. В этих целях определены различные величины административных штрафов на заемщиков, должностных и юридических лиц и/или предусмотрена их дисквалификация на срок от одного года до двух лет.
В ходе второго чтения в Государственной Думе в законопроект были внесены многочисленные поправки, в том числе и поправки членов Совета Федерации.
Принятие данного Федерального закона не противоречит Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы текста закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации, коррупциогенные факторы не выявлены.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Ю.В. Неёлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.